Церемония русской Вечерней и Утренней Зари, Начало XIX в., что из себя представляла |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Церемония русской Вечерней и Утренней Зари, Начало XIX в., что из себя представляла |
Белов-Семеновский |
15.10.2017, 1:53
Сообщение
#1
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 6 733 Регистрация: 28.2.2007 Пользователь №: 89 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Репутация: 149 |
Прошу прощения, а почему не Зоря Бортнянского, тем более, что ближе к нашему периоду, если верить данному:
https://www.youtube.com/watch?v=VJrNWwT_vu0 И уж его Зоря точно ранее 1848 года, если учитывать смерть автора в 1825 году, ели верить этому: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%...%B2%D0%B8%D1%87 Сообщение отредактировал Белов-Семеновский - 15.10.2017, 1:58 |
Rus |
15.10.2017, 9:53
Сообщение
#2
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 6 653 Регистрация: 27.2.2007 Пользователь №: 22 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Репутация: 116 |
Прошу прощения, а почему не Зоря Бортнянского, тем более, что ближе к нашему периоду, если верить данному: https://www.youtube.com/watch?v=VJrNWwT_vu0 И уж его Зоря точно ранее 1848 года, если учитывать смерть автора в 1825 году, ели верить этому: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%...%B2%D0%B8%D1%87 Тимур, если обратишь внимание, Название темы - утренняя зоря. А ты приводишь ноты вечерней зори. Это разные произведения. Увы на память я не помню партию флейты - мелодии Вечерняя зоря, которую играла Наталья. Возможно она даст более развернутый ответ на сколько Зоря от 1848 отличается от Зори Бортнянского. -------------------- Вперёд друзья! Вперёд - пора настала!
Канун исхода празднует народ.... |
Белов-Семеновский |
15.10.2017, 11:09
Сообщение
#3
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 6 733 Регистрация: 28.2.2007 Пользователь №: 89 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Семеновский полк Репутация: 149 |
Тимур, если обратишь внимание, Название темы - утренняя зоря. А ты приводишь ноты вечерней зори. Это разные произведения. Увы на память я не помню партию флейты - мелодии Вечерняя зоря, которую играла Наталья. Возможно она даст более развернутый ответ на сколько Зоря от 1848 отличается от Зори Бортнянского. А, вот как... Спасибо, не знал. |
Chantelier |
15.10.2017, 22:19
Сообщение
#4
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 210 Регистрация: 16.10.2016 Пользователь №: 1 042 699 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): 18-й линейный полк Репутация: 22 |
Прошу прощения, а почему не Зоря Бортнянского, тем более, что ближе к нашему периоду, если верить данному: https://www.youtube.com/watch?v=VJrNWwT_vu0 И уж его Зоря точно ранее 1848 года, если учитывать смерть автора в 1825 году, ели верить этому: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%...%B2%D0%B8%D1%87 Тимур, во-первых, Вы действительно приводите фрагмент Вечерней зори. Это совсем другая мелодия, до нее еще дойдем. А во-вторых, музыка именно Вечерней зори существовала параллельно в двух вариантах - сигнал (партии барабана, флейты и чуть позднее присоединившегося к ним рожка) - именно эту мелодию мы и разучиваем. Самый ранний ее вариант, имеющийся в записи, датирован 1831 годом, но есть веские причины утверждать, что в таком виде она существовала с гораздо более ранних времен. А второй параллельно существующий и исполняемый вариант - так называемые "музыкантские ноты". Сейчас это называется, наверное, военно-строевой репертуар. Так вот, Ваш фрагмент и видео - именно эта Вечерняя зоря. Которая исполняется полковым оркестром во время Зари с церемонией. Это оркестровка на много инструментов (у меня, на тот же 1831-й год - на 22 инструмента). В исполнении участвовали дополнительно только строевые барабанщики "барабан начинает раньше 4 такта".. И, "на усмотрение капельмейстеров" - ротные горнисты, если удастся согласовать с оркестром строй сигнальных рожков, что удавалось не всегда. Так вот, музыка Бортнянского - это оркестровая Зоря. Есть версия, что Д. С. Бортнянским были написаны «Заря» (вечерняя), а также духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», который также вошел в ритуал «Вечерней зари». Действительно, написание хорала «Коль славен» датируют промежутком между 1790 и 1801 годом. Современники свидетельствовали, что впервые «Коль славен» прозвучал на церемонии провозглашения Павла I магистром Мальтийского ордена в 1798 году. Именно в царствование императора Павла, который хоть и недолюбливал музыку, в том числе и военную, но зато очень ценил воинские ритуалы, церемониал Русской Вечерней зари вполне мог достичь вершины совершенства и приобрести определенный стройный вид, который практически не изменился до начала XX века. Есть основания полагать, что кроме гимна «Коль славен», по указанию монарха придворный капельмейстер Дмитрий Степанович Бортнянский обработал (или написал заново?) ВСЮ музыку ритуала. Она-то и фигурирует во всех известных нотных сборниках, изданных в XIX веке, с небольшими вариациями, будучи дополнена новыми, вводимыми в войсках музыкальными инструментами, оркестрованная для разного состава хоров музыкантов, но без общих глобальных изменений. Мы же играем сигнал, употребляемый в повседневной жизни войск, именно он дан во всех известных нотных приложениям для строевых музыкантов к уставам. Я постараюсь свои мысли по поводу ритуалов Вечерней и Утренней зари, основанные на прочитанных книжках, изложить как-нибудь здесь. Очень интересная тема. И спорят вокруг уже давно).. Алексей, какой ты молодец!) Сообщение отредактировал Chantelier - 15.10.2017, 22:23 |
petrersgriff |
28.2.2018, 19:03
Сообщение
#5
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 17 Регистрация: 15.5.2009 Пользователь №: 12 897 Город: Санкт-Петербург Репутация: 1 |
А нет ли у кого самого Устава о пехотной службы 1831 года? Ноты к этому Уставу у меня есть, а вот самого его нет...
Мне бы почитать только пор Вечернюю зарю (да и Утреннюю). Есть устав 1846 года, как и ноты к нему, но они не во всем сходятся (например, в первом нет сигнала "Молитвенный отбой"). Хочется записать Зарю в правильном порядке 1831 года. |
Chantelier |
19.3.2018, 0:18
Сообщение
#6
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 210 Регистрация: 16.10.2016 Пользователь №: 1 042 699 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): 18-й линейный полк Репутация: 22 |
А нет ли у кого самого Устава о пехотной службы 1831 года? Ноты к этому Уставу у меня есть, а вот самого его нет... Мне бы почитать только пор Вечернюю зарю (да и Утреннюю). Есть устав 1846 года, как и ноты к нему, но они не во всем сходятся (например, в первом нет сигнала "Молитвенный отбой"). Хочется записать Зарю в правильном порядке 1831 года. У меня, к сожалению, тоже только ноты. Но есть ряд соображений по поводу отсутствия в нотах 1832 года сигнала "Молитвенный отбой". Изучая тексты более ранних уставов, пришла к выводу, что этот сигнал отдельно только и появился в сборнике 1846 года. А до этого момента.. в первую очередь меня интересует 1812 год, ну и вот что получается: Сигнал «Отбой». Очень короткий сигнал, который, судя по нотным записям, не изменялся как минимум с 1832 года (№14, Отбой). В нотах 1848 года (№15, Отбой) есть указание, что он бьется три раза, а в 1832 году такого указания нет. Кроме того, с 1848 года также в нотах разделяются сигналы на «Отбой» и «Молитвенный отбой» (№27), существенно отличающийся от прежнего, в то время как в предыдущем издании такого разделения нет. Обратимся к «Военному лексикону», близкому по времени издания к нотам 1832 года. Сигнал «Отбой» служит либо знаком надевать кивера по окончании молитвы, либо знаком к прекращению текущего действия на походе, при экзекуции или во фронте. Вероятность исполнения именно этого сигнала в 1812 году в Зоревой церемонии достаточно велика. Но стоит упомянуть еще один «скользкий» момент. В Воинском Уставе о полевой пехотной службе 1796 года сигнал «Отбой», в отличие от всех остальных, используемых в церемонии «Вечерней зари», явно не назван. Всего лишь упоминается, что «барабанщик читает громко молитву Отче наш, прочтя же оную бьет в барабан». Может ли это быть какой-то иной сигнал? Да, это возможно. Проведем аналогию. В сборнике строевых воинских уставов, инструкций и наставлений русской армии XVIII века в «Собрании разных егерских правил…» от 1799 года приведены ноты и описания егерских боев на валторне. Валторна на тот момент – основной сигнальный инструмент в легкой пехоте, поэтому аналогия вполне правомерна. «IV. Отбой. Играется, когда с поля делают, и во время стрельбы и егерских построений. … VI. На молитву. Одинаковый бой и во время зори, и отбой после зори». То есть в качестве молитвенного отбоя просто повторялся сигнал «На молитву», а «Отбой» использовался во всех других случаях службы. И этот принцип вполне мог применяться и в 1812 году. То есть, в итоге: либо для отбоя после молитвы применялся общий (и единственный на все случаи!) сигнал "Отбой", либо повторялся сигнал "На молитву", который, будучи исполненным в конце церемонии, означал этот самый отбой после молитвы. Как-то так. Сообщение отредактировал Chantelier - 19.3.2018, 0:19 |
petrersgriff |
30.3.2018, 9:11
Сообщение
#7
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 17 Регистрация: 15.5.2009 Пользователь №: 12 897 Город: Санкт-Петербург Репутация: 1 |
А где можно посмотреть это "Собрание разных егерских правил…" от 1799 с нотами?
Мы, посовещавшись, решили предложить порядок исполнения Зари по Воинскому уставу о пехотной службе (О службе в гарнизоне), 1852 года, наиболее полному. Получилось примерно так: Цитата Порядок гарнизонной Вечерней зари по уставу 1852 года: 1) За час до зари бьётся повестка. Оркестр начинает играть. Игра заканчивается либо по особому сигналу (отмашке), либо перед Зарей. 2) В начале Зари звучит 1 удар караульного колокола (если колокола нет, часовой у фронта кричит: К заре!) 3) Выходят ефрейтор, барабанщики и прикрытие (1-2 караульных с ружьями) Ефрейтор делает 15 шагов и поворачивается кругом. Ефрейтор: На плечо! С левого фланга ряд вперёд! Марш! Барабанщики, музыканты и прикрытие идут к ефрейтору и останавливаются перед ним в 4 шагах. 4) Барабанщики, встав на это место, начинают бить вступление к заре. После вступления ефрейтор командует: Марш! Ефрейтор поворачивается кругом и начинает идти, барабанщики и музыканты начинают играть Зарю и вместе с прикрытием идут за ним. По ходу движения ефрейтор даёт команды: Правое плечо вперёд (Левое плечо вперёд). (Куда идти и какие места обходить определяет начальство.) При возвращении к караульному помещению караул вызывается в ружьё, часовой у фронта кричит: Караул, в ружьё! Караул выходит и строится. Когда ефрейтор приведёт барабанщиков с музыкантами и прикрытие на место, откуда начали движения, он командует: Стой! Барабанщики и музыканты поворачиваются налево (не прекращая боя и игры) Ефрейтор командует: В свои места марш! Барабанщики идут на свои места и встав на место, заканчивают зарю. Музыканты также поворачиваются налево и выстраиваются с правого фланга караула (перестав играть с началом учащённого боя). 5) После того, как перестали бить барабанщики, оркестр один исполняет "Коль славен". 6) Барабанщики бьют "На молитву". Караульный начальник командует: К ноге! На молитву! Каски (шапки) долой (два, три, четыре)! 7) Барабанщик читает молитву "Отче наш", и прочитав её бьёт "Отбой молитвенный". Караульный начальник командует: Накройсь (два, три, четыре)! На плечо! Старший унтер-офицер подходит к нему и докладывает: Господин поручик! Караул его императорского величества обстоит исправно; нового ничего нет. Под арестом никого нет. После доклада поворачивается кругом и становится на место. 8) Караульный начальник командует: Унтер-офицеры и ефрейторы - вперёд! Смена вперёд! Марш! Смена идёт к постам... (бьётся "Марш по караулам") Если в составе караула помимо барабанщиков есть горнисты и флейщики, то они делают то же самое, что и барабанщики. По Воинскому уставу о пехотной службе (О полевой службе в мирное время), 1846 года, порядок такой: Цитата Порядок Лагерной (общей) Вечерней зари (с церемонией) по уставу 1846 года 1) За полчаса или ранее (если прикажут) музыканты и барабанщики собираются перед серединой (палаток) полка. Барабанщики бьют повестку и ставят барабаны на землю, музыканты начинают играть. По сигналу "Повестка" роты выстраиваются на второй линейке и проводят перекличку. По окончании переклички фельдфебелями подаются рапорты в порядке старшинства чинов. 2) В назначенное для зари время музыканты перестают играть и вместе с барабанщиками играют зарю три раза. С началом исполнения зари ротные командиры командуют: Вперёд на линию марш!, выводят роты на первую линейку. 3) После зари оркестр играет "Коль славен". 4) После этого барабанщики бьют "На молитву" Дежурный по полку командует: На молитву! Шапки долой! 5) Тамбурмажор читает "Отче наш" Барабанщики бьют "Отбой молитвенный" Дежурный по полку командует: Накройсь! Батальоны налево-кругом! По палаткам марш! |
petrersgriff |
30.3.2018, 9:26
Сообщение
#8
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 17 Регистрация: 15.5.2009 Пользователь №: 12 897 Город: Санкт-Петербург Репутация: 1 |
Да, кстати. Если кто не знал, то церемония "Вечерней зари" сохранилась до сих пор, правда, не в России. В Германии, в Бундесвере, до сих пор проводится церемония "Großer Zapfenstreich", которая, по форме и по музыке (на 90%) была заимствована прусской армией в первой половине XIX века.
|
Chantelier |
30.3.2018, 23:55
Сообщение
#9
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 210 Регистрация: 16.10.2016 Пользователь №: 1 042 699 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): 18-й линейный полк Репутация: 22 |
А где можно посмотреть это "Собрание разных егерских правил…" от 1799 с нотами? Во 2-м томе вот этого сборника: Сборник... Если надо, то именно ноты боев на валторне и описания к ним могу отсканировать и здесь выложить. |
petrersgriff |
1.4.2018, 23:22
Сообщение
#10
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 17 Регистрация: 15.5.2009 Пользователь №: 12 897 Город: Санкт-Петербург Репутация: 1 |
Во 2-м томе вот этого сборника: Сборник... Если надо, то именно ноты боев на валторне и описания к ним могу отсканировать и здесь выложить. Я был бы очень благодарен, если это возможно. |
Chantelier |
13.4.2018, 12:53
Сообщение
#11
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 210 Регистрация: 16.10.2016 Пользователь №: 1 042 699 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): 18-й линейный полк Репутация: 22 |
Я был бы очень благодарен, если это возможно. Строевые уставы, инструкции и наставления русской армии XVIII века. Сборник материалов. Составитель К.В. Татарников. Том II. Легкая пехота. 1799. Собрание разных егерских правил, выбранных из тактических записок и сообразованных в сходствие Устава г.-м. и к. Рачинским. Егерские бои на валторне. Стр. 328-334: Егерские бои на валторне. Описание и ноты. |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 11.10.2024, 8:45
|