Церкви как арена боевых действий, (неоднозначный вопрос) |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Церкви как арена боевых действий, (неоднозначный вопрос) |
kiks |
28.2.2010, 18:33
Сообщение
#21
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 244 Регистрация: 19.11.2008 Пользователь №: 6 859 Город: Кировск Репутация: 5 |
А подробнее??? Люблю скандалы.. (смущённо). А, если серьёзно, такие вещи хорошо передают дух эпохи. Отрывок из книги "Соловецкий монастырь и оборона Беломорья" рассказывающий об этом эпизоде: Серьезная опасность со стороны Англии угрожала Соловецкому монастырю в 1800-1801 гг., когда Россия де-факто находилась в состоянии войны с Британской империей, хотя де-юре она и не была объявлена. Незадолго до своей смерти Павел I приказал укрепить оборону монастыря, что было сделано уже после дворцового переворота 11 марта 1801 года. 19 мая 1801 года гребные суда доставили из Архангельска на Соловки два сводных гренадерских батальона с полковыми пушками и прочим вооружением. Соединением, в котором находилось 4 штаб-офицера, 42 обер-офицера, а всего 1595 человек, командовал генерал Д. С. Дохтуров, впоследствии прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Прибывший отряд сразу почувствовал себя хозяином положения на острове: ключи от всех крепостных ворот оказались в руках военного командования, на постах стояли солдаты, многие братские кельи и монастырские службы превращались в казармы, на монастырском дворе была устроена главная гауптвахта. Начались характерные для павловского времени ежедневные экзерциции, военные учения, разводы по караулам с музыкой и барабанным боем. Солдаты потешали офицеров и развлекались сами песнями, создали своеобразные шумовые оркестры - били в ложки и тарелки. Все это происходило на глазах аскетов-монахов и многочисленных богомольцев в самый разгар паломнического сезона. В дополнение ко всему в обители появились жены офицеров и упорно распространялись слухи о предстоящем разрешении продажи вина, без которого воинству якобы "быть не можно". Архимандрит Иона, косо посматривавший на забавы защитников монастыря, настрочил жалобу в синод. Дохтурову угрожали большие неприятности. Военная коллегия запросила объяснение у генерала и заверила синод, что она устроит надлежащее рассмотрение и "подобным неблагопристойностям твердые преграды положить не оставит". Генерал начисто отрицал предъявленные команде и лично ему обвинения и в доказательство своей правоты переслал в военную коллегию квитанцию, выданную ему Ионой в день отъезда с острова, в которой говорилось, что за время жизни в монастыре, с 19 мая по 15 июля 1801 года, от офицеров и солдат "обид и беспорядков чинимо не было и претензии ни на кого ни малейшей нет". Такой документ выдан был по чисто утилитарным соображениям: перед отбытием отряда монастырь сумел сбыть солдатам и офицерам по выгодной для себя цене залежавшиеся съестные припасы. В благодарность за это архимандрит решил замять им же затеянное кляузное дело, но было уже поздно. Синод дал ход жалобе Ионы, вовсю велось следствие, и получился конфуз. Подобно унтер-офицерской вдове, архимандрит сам себя высек. Дохтуров был оправдан, а Иона получил выговор от синода и, кроме того, с него взыскали 117 р. 46 к., затраченных на доставку нарочным указа генералу из военной коллегии по жалобе архимандрита. Летом 1801 года русско-английский конфликт был улажен. Повод для присутствия войск на Соловках исчез, и 15 июля 1801 года отряд Дохтурова на монастырских судах отплыл на большую землю; орудия же были оставлены в Соловецком кремле в ведении находившегося там артиллерийского поручика Кормщикова. |
Рогатнев |
28.2.2010, 18:36
Сообщение
#22
|
Крыс музейный. Группа: Пользователи Сообщений: 20 637 Регистрация: 27.2.2007 Пользователь №: 46 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Репутация: 198 |
Цитата изображен там католический костёл, но зато фигурки солдат в потёмкинских куртках и касках. Это легко могут быть австрийцы. -------------------- Водка - сила, спорт - могила!
"Мы могли бы вести войну, А могли бы и не вести!" Цой vs.Тарасов |
Михаил Преснухин |
28.2.2010, 19:13
Сообщение
#23
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 2 137 Регистрация: 28.5.2008 Пользователь №: 3 686 Город: Нахабино. Военно-историческая группа (XIX): Флигель-рота Московских гренадер 1799г. Военно-историческая группа (XVIII): Гренадеры Бутырского полка Репутация: 80 |
Это легко могут быть австрийцы. Не поленюсь, попробую проверить, закажу книжечку и посмотрю. Просто мне помниться, что для русского издания, которое готовилось ещё при Екатерине, были дописаны новые главы и сделаны дополнительные чертежи. -------------------- |
Рогатнев |
28.2.2010, 19:18
Сообщение
#24
|
Крыс музейный. Группа: Пользователи Сообщений: 20 637 Регистрация: 27.2.2007 Пользователь №: 46 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Репутация: 198 |
Не поленюсь, попробую проверить, закажу книжечку и посмотрю. Просто мне помниться, что для русского издания, которое готовилось ещё при Екатерине, были дописаны новые главы и сделаны дополнительные чертежи. Было бы интересно. А какого конкретно года издание? Кстати, ЕМНИП, разве ВСЮ армию переодели? -------------------- Водка - сила, спорт - могила!
"Мы могли бы вести войну, А могли бы и не вести!" Цой vs.Тарасов |
БВА |
28.2.2010, 20:03
Сообщение
#25
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 1 025 Регистрация: 21.12.2009 Пользователь №: 20 157 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Измайловский полк Репутация: 24 |
Нашел в статье иеромонаха Даниила пример пассивной обороны в церкви:
"Село Новоспасское, Ельнинский уезд. каменный храм в честь Преображения Господня построен в 1786 году майором Н.А. Глинкой. Владелец усадьбы, капитан Глинка при нашествии неприятеля, "вынужденный удалиться с семейством своим", поручил церковь "охранению и заботливости" местного священника. Престарелый отец Иоанн Стабровский "принял близко к сердцу святость своего долга; и, наблюдая за целостию храма, успел вразумить крестьян, обольщенных врагами порядка, и воодушевить в них мужество для борьбы с мародерами". По преданию, 30 августа 1812 года французский отряд из семидесяти человек окружил церьковь, в которой шла Божественная литургия. Мародеры "ломились в двери храма, но железные затворы и решетки не поддались их усилиям". "Народ, пораженный ужасом, готов был бежать из церкви; но в эту минуту священик вышел из алтаря, остановил бегущих: "Стойте и молитесь!", - сказал он им, - "Оружие наше - крест и молитва; силою этого священного меча обратятся в прах нечестивцы, дерзающие возстать на храм Господень". При этих словах французы отступили от церкви и стали грабить усадебный дом и жилища священно-церковно-служителей. Удовлетворенные найденным имуществом враги покинули село, а отец Иоанн перенес утварь и иконы в безопасное место в лес. "Церьковь Божия была спасена неустрашимостью и самоотвержением доблестного пастыря".* * ГрачевВ.Н. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912. С 271-272 Кстати в этой же статье есть такое сообщение: "Колочский монастырь. село Колочь, Гжатского уезда. По преданию в 1812 году монастырь был "укреплен ...русской артиллериею для удержания французов". но когда неприятель обошел монастырь справа, русские войска оставили его, отойдя по старой Смоленской дороге." Ссылки нет, кто-нибудь знает, что-нибудь об этом? -------------------- "Воины, мужественно сражаясь, требовали грабежа города" (212 г. до Р.Х.)
|
Михаил Преснухин |
28.2.2010, 20:15
Сообщение
#26
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 2 137 Регистрация: 28.5.2008 Пользователь №: 3 686 Город: Нахабино. Военно-историческая группа (XIX): Флигель-рота Московских гренадер 1799г. Военно-историческая группа (XVIII): Гренадеры Бутырского полка Репутация: 80 |
Было бы интересно. А какого конкретно года издание? Если я ничего не перепутал – «Сведения в полевой фортификации…, предложенные г-м Годи, преумноженные гражданином Беллером…, переведённые капитаном Николаем Петряевым». – СПб., 1802 г. Ещё могут быть подобные картинки в книжке – «Полная наука военного укрепления или фортификация», Ефима Войтяховского. 1-е изд. - 179? 2-е изд.-?. 3-е изд. – М. 1809 г. Кстати, ЕМНИП, разве ВСЮ армию переодели? При Екатерине ВСЮ армию переодевали несколько раз, только гвардию особо не трогали, чтобы не связываться. -------------------- |
тень |
28.2.2010, 20:15
Сообщение
#27
|
Активный участник Группа: Модераторы комнат Сообщений: 8 099 Регистрация: 28.2.2007 Пользователь №: 81 Город: Москва Репутация: 213 |
Товарищи, я, собственно, не интересовался вашим, столь ценным для меня, мнением. Я хотел бы узнать, видел ли кто реальные упоминания о таких случаях. Попалось,как минимум,один раз в воспоминаниях,как в церкви засели супостаты(вестфальцы?)).Наши после перестрелки ворвались внутрь и всех перерезали в рукопашной.Деталей не помню,т.к. читал давно хотя воспоминания явно где-то лежат в закромах . По французам - помню воспоминание о Малоярославце,где французы засели в храме,пробив бойницы. Один из служителей спрятался внутри здания под какими-то кожами или дерюгами и пробыл там всё время боя.Потом рассказывал нашим,как было дело. -------------------- Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут. |
Рогатнев |
28.2.2010, 20:37
Сообщение
#28
|
Крыс музейный. Группа: Пользователи Сообщений: 20 637 Регистрация: 27.2.2007 Пользователь №: 46 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Репутация: 198 |
Цитата При Екатерине ВСЮ армию переодевали несколько раз, только гвардию особо не трогали, чтобы не связываться. Поправьте, если ошибаюсь, но "потемкинской" формы не было в тех местах, где были католические костелы))) -------------------- Водка - сила, спорт - могила!
"Мы могли бы вести войну, А могли бы и не вести!" Цой vs.Тарасов |
Михаил Преснухин |
28.2.2010, 20:50
Сообщение
#29
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 2 137 Регистрация: 28.5.2008 Пользователь №: 3 686 Город: Нахабино. Военно-историческая группа (XIX): Флигель-рота Московских гренадер 1799г. Военно-историческая группа (XVIII): Гренадеры Бутырского полка Репутация: 80 |
Поправьте, если ошибаюсь, но "потемкинской" формы не было в тех местах, где были католические костелы))) Алексей, так польская и литовская униформа были тогда даже более «потёмкинскими», чем во многих наших войсках внутри России или на других её окраинах. -------------------- |
Рогатнев |
28.2.2010, 20:55
Сообщение
#30
|
Крыс музейный. Группа: Пользователи Сообщений: 20 637 Регистрация: 27.2.2007 Пользователь №: 46 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Репутация: 198 |
О! Потому и писал, что не факт, что в книге, на которую Вы ссылаетесь, русские изображены)))
Сообщение отредактировал Рогатнев - 28.2.2010, 20:56 -------------------- Водка - сила, спорт - могила!
"Мы могли бы вести войну, А могли бы и не вести!" Цой vs.Тарасов |
Ульянов |
1.3.2010, 10:03
Сообщение
#31
|
Многотомный Классик Группа: Консулы Сообщений: 46 700 Регистрация: 26.2.2007 Пользователь №: 19 Город: г. Электросталь, Московская область Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Литовский полк Репутация: 403 |
Попалось,как минимум,один раз в воспоминаниях,как в церкви засели супостаты(вестфальцы?)).Наши после перестрелки ворвались внутрь и всех перерезали в рукопашной.Деталей не помню,т.к. читал давно хотя воспоминания явно где-то лежат в закромах . По французам - помню воспоминание о Малоярославце,где французы засели в храме,пробив бойницы. Один из служителей спрятался внутри здания под какими-то кожами или дерюгами и пробыл там всё время боя.Потом рассказывал нашим,как было дело. Первое - это Верея. А вот о втором хотелось бы поподробнее: откуда? -------------------- "Когда Государству что-то от нас нужно, оно называет себя Родиной"
Всё тлен, особенно у нас... |
Роберто Паласиос |
1.3.2010, 10:48
Сообщение
#32
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Не стоит ли разделить два понятия. Одно дело оборона монастыря. Сам монастырский комплекс строился как крепость и его оборона в случае чего, не являлась для русского православного воинства чем-то не пристойным. Скорее наоборот. Со времён рннего средневековья, монастыри были и центрами религиозными и одновременно укреп-районами. Другое дело военные действия в церкви. Вот тут как раз - святотатство. И сами не могли использовать церковь как фортецию и противника за подобное карали уже даже не по правилам военного политесу. А наполеоновские французы, как условные атеисты, охотно использовали и православные церкви в России и костёлы в Испании для ведения непосредственных боевых действий. Просто рассматривая их как крепкое каменное строение.
Сообщение отредактировал Роберто Паласиос - 1.3.2010, 10:48 |
Adam |
1.3.2010, 11:40
Сообщение
#33
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 1 693 Регистрация: 30.11.2008 Пользователь №: 7 131 Город: Киев Военно-историческая группа (XIX): 2-й полк Легиона Вислы, фузилеры Репутация: 69 |
Другое дело военные действия в церкви. Вот тут как раз - святотатство. И сами не могли использовать церковь как фортецию и противника за подобное карали уже даже не по правилам военного политесу. А наполеоновские французы, как условные атеисты, охотно использовали и православные церкви в России и костёлы в Испании для ведения непосредственных боевых действий. Роберто! "Церковь оборонного типа" — не такое уж редкое явление в истории фортификации и архитектуры. Таковые могли строить как в городе, с целью создания опорных пунктов в случае, если противник прорвется в город, так и за городскими стенами, чтобы усложнить противнику осаду. -------------------- VIRIBUS UNITIS
http://ah.milua.org |
Роберто Паласиос |
1.3.2010, 12:38
Сообщение
#34
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Роберто! "Церковь оборонного типа" — не такое уж редкое явление в истории фортификации и архитектуры. Таковые могли строить как в городе, с целью создания опорных пунктов в случае, если противник прорвется в город, так и за городскими стенами, чтобы усложнить противнику осаду. В православной России церкви не обороняли. В них закрывались и молились. А не отстреливались и бойницы прорубали. Но исследование этого вопроса уводит в Средневековье. |
Ульянов |
1.3.2010, 12:40
Сообщение
#35
|
Многотомный Классик Группа: Консулы Сообщений: 46 700 Регистрация: 26.2.2007 Пользователь №: 19 Город: г. Электросталь, Московская область Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Литовский полк Репутация: 403 |
Цитата В православной России церкви не обороняли. В них закрывались и молились. а ты точно уверен? -------------------- "Когда Государству что-то от нас нужно, оно называет себя Родиной"
Всё тлен, особенно у нас... |
Роберто Паласиос |
1.3.2010, 12:53
Сообщение
#36
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
а ты точно уверен? По крайней мере иных моделей поведения не встречалось. Даже когда вместе с гражданскими в каменной церкви закрывались и защитники, отпора тем кто штурмовал (разбивал врата) не оказывали. В летописях случаи истребления укрывшихся в храме (церкви) описываются и крайне осуждаются. Но о бое внутри храма - не попадалось. Исключение; когда супостата (вне зависимости от национальности) из православной церкви надо было выбивать. Тогда штурм и без пощады. |
Ulrich |
1.3.2010, 13:09
Сообщение
#37
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 11 334 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 6 Город: С.Посад Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Финляндский полк-2й батальон Репутация: 167 |
Даже когда вместе с гражданскими в каменной церкви закрывались и защитники, отпора тем кто штурмовал (разбивал врата) не оказывали. В летописях случаи истребления укрывшихся в храме (церкви) описываются и крайне осуждаются. Именно так. Киев, нашествие Батыя. -------------------- "Не бойтесь совершенства -
Оно лишь мне грозит" |
тень |
1.3.2010, 18:19
Сообщение
#38
|
Активный участник Группа: Модераторы комнат Сообщений: 8 099 Регистрация: 28.2.2007 Пользователь №: 81 Город: Москва Репутация: 213 |
Первое - это Верея. А вот о втором хотелось бы поподробнее: откуда? Надо будет поискать,чтобы точно указать источник. Цитата По крайней мере иных моделей поведения не встречалось. Даже когда вместе с гражданскими в каменной церкви закрывались и защитники, отпора тем кто штурмовал (разбивал врата) не оказывали. Не могу вполне согласиться.Главные входные врата храма ведут в притвор,т.е. грубо говоря - в "прихожую".И эту часть храма вполне обороняли те,кто мог это делать.Только перебив свех защитников притвора(если таковые были) можно было проникнуть в храм через гл. вход. В самом храме "теоретически" не разрешалось кровь проливать.Как было на самом деле - сказать сложно,т.к. обычно заканчивалось всеобщем истреблением запертых в храме да ещё часто и пожаром. -------------------- Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут. |
Royal Шмуль |
1.3.2010, 20:07
Сообщение
#39
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 13 Регистрация: 18.11.2007 Пользователь №: 1 738 Город: Санкт-Петербург Репутация: 5 |
Не уверен что это пример точно соответствует теме вопроса, но я могу указать на один известный мне пример из эпохи Северной войны.
В процессе перестройки укреплений Пскова в начале XVIII в стены трех храмов были использованы в качестве основания артиллерийской батареи. Это храмы Рождества, Покровы и вошествия Святого Духа ( нач XIII- нач. XV. в, раскопки В.Д.Белецкого кон. 1960-х нач.1970-х) в Довмонтовом городе Пскова. Храмы расположены вдоль восточной (выходящей на р. Пскову) стены Довмонтова города. В процессе приспособления под основание батареи (названной кстати Рождественской) были разобраны кровли, срублены барабаны и основная часть внутреннего объема храмов были заполнены грунтом и строительным мусором, с внешней сторны стен произведена отсыпка грунта. В одном из незаполненных помещений был устроен склад боеприпасов. Надо отметить, что приспособление капитальных строений под платформы для артиллерийских батарей, видимо не единично. По крайней мере таким же образом и в такой же технике (разборка кровли, заполнение внутренного объема, внешняя обсыпка) было использовано здание трапезной (кон.XIV- нач. XV в.) монастыря на Кловке под Смоленском (раскопки Е.Торшина 1997 г.). В данном случае поверх забутовки внутренного объема была произведена проливка строительным раствором, что превратило стены и забутовку в единый монолит, использованный для сооружения площадки по установку батареи осадных орудий. Судя по нумизматичеким и вещевым находка в слое забутовки это сооружение относится к первой половине XVII в, т.е. скорее всего было сооружено в ходе Смоленской войны. |
тень |
2.3.2010, 10:20
Сообщение
#40
|
Активный участник Группа: Модераторы комнат Сообщений: 8 099 Регистрация: 28.2.2007 Пользователь №: 81 Город: Москва Репутация: 213 |
А вот о втором хотелось бы поподробнее: откуда? Радожицкий."Походные записки артиллериста",часть I. -------------------- Мы все лишь тени и прах.
Всё будет хорошо, просто не все до этого доживут. |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 15.11.2024, 0:16
|