Читая дневные записки Ивана Желябужского, интересные детали |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Читая дневные записки Ивана Желябужского, интересные детали |
Борис |
27.11.2012, 14:47
Сообщение
#1
|
Активный участник Группа: Консулы Сообщений: 12 822 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 7 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: 175 |
Взялся тут перечитывать и стал натыкаться на разные любопытные моменты по раннепетровскому быту, которыми стоит поделиться с форумом )
Для начала - краткая справка об источнике: Цитата Окольничий Иван Афанасьевич Желябужский (1638 — после 1709) встретил эпоху преобразований уже зрелым и многоопытным человеком. ... Свои записки Желябужский начал вести под впечатлением московского восстания стрельцов 1682 г. А.П.Богданов установил, что записи за апрель—май 1682 г. делались летом—осенью 1682 г., быть может, в самом начале 1683 г. (Богданов А. П. Начало московского восстания 1682 г. в современных летописных сочинениях//Летописи и хроники. М., 1984. С. 140—141.) С этого времени и вплоть до 1709 г. Желябужский продолжал делать записи в дневнике, но уже нерегулярно — то вскорости после событий, то со значительным отрывом от них. ... Язык “Записок” — образец языка деловой документации конца XVII в., а сами они очень близки к такой разновидности документов, как “разряды” — росписи служебных назначений. И дело не только в том, что их автор за долгие годы службы в приказах усвоил канцелярский стиль. “Записки” проникнуты идеей верховенства “государевой службы”. Сам царь в повествовании Желябужского возвышается над массой своих подданных: бояр, дьяков, дворян, стрельцов, солдат, которые равны перед ним в обязанностях службы (будь то военный поход или участие в церемониале шутовской свадьбы) и в ответственности за провинности. Царь “изволит” совершать различные поступки (идет в солдатском пешем строю, отправляется за море, посылает царицу Евдокию Федоровну на пострижение в монастырь и др.), которые Желябужский описывает, даже не пытаясь их оценивать или анализировать. Автор настолько сближает свою точку зрения с правительственной, что ему удобнее целиком приводить официальные документы, чем пересказывать их содержание. Вместе с тем Желябужский предстает человеком того же умственного склада, что и сподвижники Петра I. Он является сторонником реформ и понимает их суть. В “Записках” виден интерес мемуариста ко всему занимательному. Религиозные и богословские [422] проблемы совершенно не интересуют Желябужского. О Боге автор вспоминает только в связи с победами русских войск, одержанными по воле Всевышнего и царя. Предисловие |
Борис |
4.12.2012, 15:51
Сообщение
#2
|
Активный участник Группа: Консулы Сообщений: 12 822 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 7 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: 175 |
Супер! Строевая кирасирская кираса и каска.
|
Роберто Паласиос |
4.12.2012, 19:10
Сообщение
#3
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
|
Борис |
5.12.2012, 13:40
Сообщение
#4
|
Активный участник Группа: Консулы Сообщений: 12 822 Регистрация: 21.2.2007 Пользователь №: 7 Город: Санкт-Петербург Военно-историческая группа (XIX): Л-Гв. Преображенский полк Военно-историческая группа (XVIII): Л-Гв. Преображенский полк, 1709 Репутация: 175 |
Не только. Караса одета поверх ошейника. Даже застёгнута с трудом. Во глаз-алмаз! ) Продолжая по казусам из записок. Цитата И по указу государеву изо всех городов велено быть воеводам к Москве к смотру, также которые были в посылках, [1704] декабря к 1 числу, и о том в города посланы грамоты. И всех воевод и посыльных людей изволил смотреть сам государь в Преображенском на Генеральном дворе, а кликали по одному имени; кликал разрядный дьяк Федор Замятнин, а государь изволил смотреть по тетради и ставить крыжи над именами. Иван Данилов сын Наумов на смотре бит батогами нещадно за то, что у него борода и усы не выбриты. И после смотру им, воеводам, была сказка, чтоб у них впредь бород и усов не было, а у кого будет, и тем будет гнев. ... Думный дьяк Емельян Игнатьев сын Украинцев в Преображенском бит дубьем, и велено ему за вину сделать на Преображенский и Семеновский полки епанчи да шляп 1400. Речь идет о указе 16.01.1705 Но раньше как-то не обращал внимания, что и усы были запрещены, отдельно от бород То есть, судя по портретам, указ нарушали Бухвостов и Меншиков, не говоря о самом царе. |
Бобровский Д. |
5.12.2012, 19:05
Сообщение
#5
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 2 205 Регистрация: 11.4.2010 Пользователь №: 24 306 Город: Минск Репутация: 128 |
Во глаз-алмаз! ) Продолжая по казусам из записок. Речь идет о указе 16.01.1705 Но раньше как-то не обращал внимания, что и усы были запрещены, отдельно от бород То есть, судя по портретам, указ нарушали Бухвостов и Меншиков, не говоря о самом царе. В данном случае, имеются в виду длинные усы переходящие в бороду, которые носили бояре. В данном случае имеется в виду это. Сам царь, некоторые офицеры и солдаты его армии носили небольшие усы в европейском стиле. -------------------- «Кто не жил до 1789, то вообще не жил »(с) Талейран
|
Текстовая версия |
|
Сейчас: 17.1.2025, 12:25
|