Конфессиональный состав населения театра военных действий 1812 г. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Конфессиональный состав населения театра военных действий 1812 г. |
leon |
20.3.2018, 23:25
Сообщение
#1
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
Возник важный вопрос - каков был реальный конфессиональный состав населения областей России, затронутых боевыми действиями в Отечественную войну 1812 г.? Прежде всего Литва и Белоруссия, о которых ныне столько пропагандистских спекуляций.
Касательно этнического состава населения России эпохи 1812 г. есть фундаментальные труды В.М.Кабузана, в том числе отдельно приведены данные по Литве и Белоруссии (Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность населения и этнический состав. М., 1992) Однако конфессиональный состав западных областей Российской Империи в 1812 г. отличался большой пестротой и своеобразием и не особенно совпадал с этническим составом населения. Тут хватало и католиков и униатов и иудеев. Также нашёл таблицу из статьи В.М.Кабузана и Я.Е.Водарского, посвящённый этно-конфессиональному составу населения России (из сборника Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011) http://statehistory.ru/2305/Etnicheskiy-i-...erii-v-18-veke/ Католиков и униатов к 1795 году что-то чересчур много после разделов Польши и это при том, что на 1795 г. в Литве и Белоруссии белорусы, украинцы и русские составляют подавляющее большинство населения - более 70%. Известный статистик К. Арсеньев указывал на 1819 г. в России число католиков до 7 миллионов, но это уже с Польшей. Сообщение отредактировал leon - 20.3.2018, 23:35 |
Олег С. |
25.3.2018, 2:13
Сообщение
#2
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 1 669 Регистрация: 7.10.2008 Пользователь №: 5 996 Город: Киев Репутация: 64 |
Обратил внимание на ещё один момент. По данным из статьи Кабузана и Водарского, на 1795 г.:
- по этническому составу (табл. 1): евреи - 576,2 тыс. - по конфессиональному составу (табл. 2): иудаисты - 974,1 тыс. Получается, почти половина иудеев не были евреями? Причём, немалая часть их жила на тех же белорусских и литовских землях... -------------------- Подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны - это уголовное преступление по Ст.353 УК РФ.
|
швед |
25.3.2018, 10:00
Сообщение
#3
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 4 071 Регистрация: 15.12.2010 Пользователь №: 51 430 Город: д. Тимофеевское Репутация: 91 |
Получается, почти половина иудеев не были евреями? Остальные караимы, полагаю. Сообщение отредактировал швед - 25.3.2018, 10:02 -------------------- There was probably no subject in which it was easier to make mistakes than in that of military dress
|
leon |
25.3.2018, 13:50
Сообщение
#4
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
Остальные караимы, полагаю. Именно. Меня также удивило явное несоответствие числа иудеев и этнических евреев. В целом Литва и Белоруссия на 1812 г. - лоскутное одеяло. По этническому составу большинство составляют белорусы, а вместе с украинцами и русскими составляют более 70% населения региона. Значительную часть населения составляют евреи. На поляков и литовцев приходится всего 17,5% причём на поляков - только 5,4%. Вот такие "исконно польские" земли "оккупированные" русским правительством. Более того - большинство населения региона (более 70%) составляют крепостные крестьяне, в основном: белорусы, украинцы и русские. Причём их паразиты-помещики - преимущественно поляки, против которых крестьяне и взбунтовались почти повсеместно. По конфессиональному составу в Белоруссии на 1812 г. преобладают униаты - 39%, почти столько же католиков - 38%, православных 6,5%. И состав и настроения региона крайне неоднородные, однако большинство составляют белорусские, украинские и русские крепостные, преимущественно униаты и католики. На кой хер им польское государство с сохранением крепостного права и господства польских феодалов - не понятно))) Современники отмечали, что настроения региона на западе и на востоке очень сильно отличались. |
Ralph |
26.3.2018, 21:19
Сообщение
#5
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 498 Регистрация: 7.9.2009 Пользователь №: 16 596 Город: Минск Военно-историческая группа (XIX): 3 полк улан Императорской Гвардии Репутация: 28 |
Именно. Меня также удивило явное несоответствие числа иудеев и этнических евреев. В целом Литва и Белоруссия на 1812 г. - лоскутное одеяло. По этническому составу большинство составляют белорусы, а вместе с украинцами и русскими составляют более 70% населения региона. Значительную часть населения составляют евреи. На поляков и литовцев приходится всего 17,5% причём на поляков - только 5,4%. Вот такие "исконно польские" земли "оккупированные" русским правительством. Более того - большинство населения региона (более 70%) составляют крепостные крестьяне, в основном: белорусы, украинцы и русские. Причём их паразиты-помещики - преимущественно поляки, против которых крестьяне и взбунтовались почти повсеместно. По конфессиональному составу в Белоруссии на 1812 г. преобладают униаты - 39%, почти столько же католиков - 38%, православных 6,5%. И состав и настроения региона крайне неоднородные, однако большинство составляют белорусские, украинские и русские крепостные, преимущественно униаты и католики. На кой хер им польское государство с сохранением крепостного права и господства польских феодалов - не понятно))) Современники отмечали, что настроения региона на западе и на востоке очень сильно отличались. Но российские феодалы с крепостным правом им тоже на хер не упали. Про униатов там такая история, что из с католиками иногда сложно разделить. Факт в том, что православных было мало. Политика ополячивание своё дело сделала. |
leon |
27.3.2018, 18:41
Сообщение
#6
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
Но российские феодалы с крепостным правом им тоже на хер не упали. Про униатов там такая история, что из с католиками иногда сложно разделить. Факт в том, что православных было мало. Политика ополячивание своё дело сделала. Несомненно, политика ополячивания делала своё дело. НО по поводу униатов - от католиков их легко отделяла церковная статистика по тому, в какую церковь ходили. И для поляков униаты "своими" не были. Несомненно, российские феодалы так же на хер не нужны, НО - дело в том, что на 1812 г. и даже значительно позже феодалы в Белоруссии были в основном поляки. И, опять же, как современники отмечали восточная Белоруссия в гораздо большей степени симпатизировала России. И уж точно белорусы и русские, составлявшие более 70% населения Белоруссии, на 1812 год в массе своей не имели оснований фанатеть от возрождённого ВКЛ. И воспоминания современников вполне то подтверждают - население либо бежит, либо восстало против помещиков. |
Илья |
27.3.2018, 22:59
Сообщение
#7
|
Король Группа: Консулы Сообщений: 10 141 Регистрация: 23.2.2007 Пользователь №: 17 Город: Москва/Вильнюс Военно-историческая группа (XIX): 8-я линейная полубригада Репутация: 167 |
И уж точно белорусы и русские, составлявшие более 70% населения Белоруссии, на 1812 год в массе своей не имели оснований фанатеть от возрождённого ВКЛ. И воспоминания современников вполне то подтверждают - население либо бежит, либо восстало против помещиков какие такие "белорусы" и что за "русские"? Православные - да, это понятно даже если можно попробовать как-то определить, на каком языке люди говорят, этого мало нужны весомые доказательства, что люди, кроме элит, себя осознавали вообще свою принадлежность к этносу, а не к религиозной общине Вообще то этнический состав данного региона за истекшие 150 лет изменился РАДИКАЛЬНО, достаточно вспомнить "размен" населением между СССР и Польшей после 1946 г., депортации и гибель польского населения и т. д. Я привел не как данные об этническом составе Вильно, а как пример того, насколько можно доверять даже опросам и переписям даже в середине 20 века, когда процесс формирования наций уже завершался -------------------- Vilnius full of space
|
leon |
28.3.2018, 19:22
Сообщение
#8
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
какие такие "белорусы" и что за "русские"? Православные - да, это понятно даже если можно попробовать как-то определить, на каком языке люди говорят, этого мало нужны весомые доказательства, что люди, кроме элит, себя осознавали вообще свою принадлежность к этносу, а не к религиозной общине В этом отношении мне вспоминается эпизод из "Дневника партизанских действий 1812 года" Давыдова: Подойдя к селу, разъездные привели несколько неприятельских солдат, грабивших в окружных селениях. Так как число их было невелико, то я велел сдать их старосте села Спасского для отведения в Юхнов. В то время как проводили их мимо меня, один из пленных показался Бекетову, что имеет черты лица русского, а не француза. Мы остановили его и спросили, какой он нации? Он пал на колени и признался, что он бывший Фанагорийского гренадерского полка гренадер и что уже три года служит во французской службе унтер-офицером. "Как! - мы все с ужасом возразили ему. - Ты - русский и проливаешь кровь своих братьев!" - "Виноват! - было ответом его. - Умилосердитесь, помилуйте!" Я послал несколько гусаров собрать всех жителей, старых и молодых, баб и детей, из окружных деревень и свести к Спасскому. Когда все собрались, я рассказал как всей партии моей, так и крестьянам о поступке сего изменника, потом спросил их: находят ли они виновным его? Все единогласно сказали, что он виноват. Тогда я спросил их: какое наказание они определяют ему? Несколько человек сказали - засечь до смерти, человек десять - повесить, некоторые - расстрелять, словом, все определили смертную казнь. Я велел подвинуться с ружьями и завязать глаза преступнику. Он успел сказать: "Господи! прости мое согрешение!" Гусары выстрелили, и злодей пал мертвым. Кроме того из воспоминаний простонародья Смоленской губернии о 1812 годе, собранных Т.Толычевой (Новосильцевой) видно в частности, что у местных присутствует отнюдь не просто местный патриотизм и имеет место именно национальное самосознание. Сообщение отредактировал leon - 28.3.2018, 19:24 |
Илья |
28.3.2018, 19:57
Сообщение
#9
|
Король Группа: Консулы Сообщений: 10 141 Регистрация: 23.2.2007 Пользователь №: 17 Город: Москва/Вильнюс Военно-историческая группа (XIX): 8-я линейная полубригада Репутация: 167 |
В этом отношении мне вспоминается эпизод из "Дневника партизанских действий 1812 года" Давыдова:... Не вижу здесь проявлений национального самосознания предал родного царя и пошел служить басурманам, которые нехристи и которых в землю закапывать живыми самое гуманное - конечно, его засечь, расстрелять да повесить что-то из этого свидетельствует, что крестьяне осознавали себя частью государства, а государство своим? Кроме того из воспоминаний простонародья Смоленской губернии о 1812 годе, собранных Т.Толычевой (Новосильцевой) видно в частности, что у местных присутствует отнюдь не просто местный патриотизм и имеет место именно национальное самосознание. как насчет критики источника? Когда Толычева собирала воспоминания? Не была ли уже к этому времени война объявлена отечественной? В какой степени они соответствовали ее собственному пониманию? Ты же понимаешь, о чем я? -------------------- Vilnius full of space
|
leon |
28.3.2018, 20:19
Сообщение
#10
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
Не вижу здесь проявлений национального самосознания предал родного царя и пошел служить басурманам, которые нехристи и которых в землю закапывать живыми самое гуманное - конечно, его засечь, расстрелять да повесить что-то из этого свидетельствует, что крестьяне осознавали себя частью государства, а государство своим? В эпизоде описанном Давыдовым всё достаточно чётко - черты лица выделяют, а не наличие-отсутствие креста: один из пленных показался Бекетову, что имеет черты лица русского, а не француза Т. е. собственно этнические признаки вполне себе отмечают. Цитата как насчет критики источника? Когда Толычева собирала воспоминания? Не была ли уже к этому времени война объявлена отечественной? В какой степени они соответствовали ее собственному пониманию? Ты же понимаешь, о чем я? Ясно, что источник несовершенный, но за неимением другого - и это очень ценно. Тем более, если учесть какая жесть зачастую содержится в записях Новосильцевой. |
Илья |
29.3.2018, 0:49
Сообщение
#11
|
Король Группа: Консулы Сообщений: 10 141 Регистрация: 23.2.2007 Пользователь №: 17 Город: Москва/Вильнюс Военно-историческая группа (XIX): 8-я линейная полубригада Репутация: 167 |
В эпизоде описанном Давыдовым всё достаточно чётко - черты лица выделяют, а не наличие-отсутствие креста:один из пленных показался Бекетову, что имеет черты лица русского, а не француза Т. е. собственно этнические признаки вполне себе отмечают. Черты лица русского, а не француза? Нет, я могу себе представить, когда калмыка или эфиопа по лицу можно отличить от француза, но европеоида? В 16-17 веках православные жители Коронных земель, ВКЛ, России вполне осознавали себя "русинами", при этом православных русин по ту сторону границы называли "черкасами", "литвинами", "москвой" и пр. Т.е. и с национальным самосознанием и с государственным все в порядке было Мы говорим об этническом самоопределении, а не о национальном самосознании. Национальное самосознание - это вообще в большинстве стран с середины 19 века, а у некоторых даже позже-------------------- Vilnius full of space
|
leon |
29.3.2018, 0:54
Сообщение
#12
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 690 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 945 Город: Москва Военно-историческая группа (XIX): 9-й легкий полк Репутация: 47 |
Черты лица русского, а не француза? Нет, я могу себе представить, когда калмыка или эфиопа по лицу можно отличить от француза, но европеоида? Чё за бред? Французские черты лица от русских что тогда что сейчас легко отличаются (про французских арабо-негров я не говорю ) В 16-17 веках православные жители Коронных земель, ВКЛ, России вполне осознавали себя "русинами", при этом православных русин по ту сторону границы называли "черкасами", "литвинами", "москвой" и пр. Т.е. и с национальным самосознанием и с государственным все в порядке было. А к 1812 все пропало, что ли? Тут на 1812 год серьёзных источников о настроениях основной массы населения нет, ибо они ни черта не грамотные и в подавляющем большинстве воспоминаний и размышлений не оставили, а тут на 15-17 века оказывается можно утверждать, что всё понятно и с национальным и с государственным самосознанием было. |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 7.10.2024, 20:53
|