Сукно времени Московского государства (находки в Арктике), технологические данные для тех, кому не всё равно |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Сукно времени Московского государства (находки в Арктике), технологические данные для тех, кому не всё равно |
Maxim |
8.4.2013, 15:42
Сообщение
#1
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 180 Регистрация: 6.8.2007 Пользователь №: 947 Город: Рига Военно-историческая группа (XVII): Московские стрельцы Репутация: 12 |
Часть 1: http://ms-reenactor.livejournal.com/321706.html
Часть 2: http://ms-reenactor.livejournal.com/322910.html -------------------- Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян, На порты бы мухояровый камлот, Любовался бы на молодца народ. Н.А. Клюев |
Irena Pogorzelska |
8.4.2013, 22:16
Сообщение
#2
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 104 Регистрация: 21.5.2012 Пользователь №: 173 246 Город: Киев Военно-историческая группа (XVII): Казаки, Польская шляхта, Крылатые гусары Репутация: 8 |
Спасибо, очень интересно и как раз вовремя (похожее саржевое сукно подвернулось).
-------------------- |
Constant |
15.8.2013, 23:22
Сообщение
#3
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 20 Регистрация: 15.8.2013 Пользователь №: 373 933 Город: Архангельск Репутация: 3 |
Надеюсь, что не испорчу тему следующим дополнением...
А.В. Сутула Сургут, Сургутский государственный педагогический университет, аспирант ТЕКСТИЛЬ МАНГАЗЕИ (XVII в.) КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫХ РЕКОНСТРУКЦИЙ (выдержки) Исторический текстиль из раскопок г. Мангазеи (XVII в.), в силу своей массовости и информативности выступает как значимый источник не только для этно-культурных реконструкций, включая способы изготовления тканых материалов и ткацкие традиции. Технологические характеристики исследуемых тканей (269 образцов) позволяют выделять в отдельную группу ткани местного происхождения (простое полотно, саржа), соотносимые с русской традицией. Русская ткацкая традиция подробно описана в работах Н.И. Лебедевой, М.Н. Левинсон-Нечаевой, А.Нахлика, что позволяет сопоставлять этнографические и археологические материалы при изучении мангазейских тканей XVII в. Анализ показывает, что сырьем (исследуемых) мангазейских тканей XVII в. является шерсть... Практически во всех образцах археологического текстиля, нити традиционно одинарные. Крутка нитей, возможная в двух вариантах – Z-крутка и S-крутка равнозначно присутствует в исследуемых материалах. Величина крутки нитей в большинстве образцов небольшая или средняя что возможно отражает заранее планируемые параметры нитей, используемых для тканей невысокого качества. Ведь, скорее всего большинство образцов археологического текстиля, найденного при раскопках г. Мангазеи, являются фрагментами недорогой ткани, изрядно выношенной и в последствии выброшенной. Технология изготовления археологических тканей раскрывается через технологические параметры текстиля. Структура переплетения нитей в археологических тканях г. Мангазеи представлена в двух вариантах – полотняном и саржевом (саржа 2/2). В рамках указанных переплетений археологический текстиль делится на группы по фактуре (ткани с открытой/закрытой поверхностью), показателям тонины (тонкие, средние, толстые), плотности, комбинации скручивания нитей в ткани. Все перечисленные параметры соотносимы между собой, что дает возможность группировать археологические ткани в соответствии с их технологическими характеристиками. Ткани полотняного переплетения с открытой поверхностью (90 образцов) достаточно вариативны по показателям тонины, плотности и крутки нитей в ткани. Однако, большинство образцов шерстяного полотна фиксирует однонаправленную SS-крутку, а также равномерное натяжение нитей и плотность, незначительно большую по основе, чем по утку. Ткани полотняного переплетения с закрытой поверхностью (24 образца) атрибутируются в зависимости от расположения настила на поверхности текстиля как фланель (11 образцов) или как сукно (13 образцов). Фланель Мангазеи по всем показателям, исключая настил, схожа с обычными тканями полотняного переплетения. Предположим, что закрытие одной стороны поверхности данных тканей настилом – попытка переноса ткачом суконной технологии на известные ему виды тканей. Технологические характеристики сукна – тканей с настилом с двух сторон (13 образцов): неравномерная или низкая плотность, однонаправленная комбинация скручивания нитей, рассматриваются как нетрадиционные для суконных тканей. Сукно Мангазеи следует рассматривать как нарушение суконной технологии, обоснованной предположительно попыткой адаптации технологии сваливания на известные ткачу виды тканей. Возможно, покрытие тканей настилом являлось следованием моде на суконные ткани. Ткани саржевого переплетения с открытой поверхностью (саржа 2/2) (132 образца) в большинстве своем свидетельствуют об устойчивой традиции изготовления тканей подобного типа, выраженной в использовании равностороннего варианта переплетения нитей, однонаправленной ZZ-комбинации скручивания нитей, преобладании равномерной плотности, незначительно большей по основе, чем по утку. Ткани саржевого переплетения (саржа 2/2) с закрытой поверхностью (3 образца) демонстрируют традиционную для саржи ZZ-комбинацию скручивания нитей, равномерную плотность, незначительно большую по основе, чем по утку. Особенностью данной группы текстиля является наличие настила на поверхности саржи, традиционно имеющей открытую поверхность. Прочие технологические признаки исследуемых фрагментов не выходят за рамки характерных для тканей саржевого типа. Таким образом, наличие настила на поверхности саржи следует рассматривать как нарушение суконной технологии, в процессе которого специально созданный в качестве украшения ткани диагональный рисунок саржи, закрывается настилом. Определенно, наличие настила на поверхности ткани связывается с подражанием своеобразной моде на суконные ткани. Источник (название статьи указано): АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ, ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Материалы ХLVII Региональной (III-й всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск, 3-7 апреля 2007 года) Новосибирск, 2007 |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 29.9.2024, 17:55
|