Атрибуция портрета неизвестного русского генерала XVIII века |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Атрибуция портрета неизвестного русского генерала XVIII века |
Dragoman |
6.10.2015, 19:47
Сообщение
#1
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
Предлагаю всем желающим и, конечно же, "Читателю" (Николаю Верещагину) в частности попытаться раскусить этот "орешек"! Я лично с этим сам справиться не смог, отчасти, конечно, не хватает под рукой архивных материалов, отчасти, возможно, знаний не хватает. Но если возьмутся за это все, то может быть что-то получится...
Итак, этот портрет находится уже много лет в хабаровском Дальневосточном художественном музее, в постоянной экспозиции. На бирке к портрету указана следующая "исчерпывающая" информация: "Неизвестный художник XVIII века. Портрет неизвестного. Холст, масло". Думаю, что он там еще полвека так и провисит неопознанным... Итак, что имеем (как это я понимаю, если ошибаюсь, то поправьте, пожалуйста): изображен либо бригадир, либо генерал-майор русской армии /пехота/ (предполагаю, что русский же) в парадном кафтане, награжден Орденом Белого Орла (имеется нашивная звезда этого ордена), а также знак Ордена Святой Анны с бриллиантами. Синяя муаровая лента через левое плечо - лента ордена Белого Орла. Период примерно 1760-1770-е. Николай ранее советовал мне следующее: "Всего в 1705-95 гг. было награждено 1036 человек, из них 327 иностранцев. Некоторые награждённые указаны здесь https://pl.wikipedia.org/wiki/Order_Or%C5%82a_Bia%C5%82ego. Если имеются в виду русские (а именно они и имеются в виду!), то в различных списках (месяцесловах, придворных календарях, списках воинскому департаменту) имеющиеся ордена указываются. Можно смотреть там." Сам я "лопатил" этот список (иностранцы, награжденные орденом Белого Орла на период с 1764 по 1796): "Odznaczeni przez Stanisława Augusta Poniatowskiego cudzoziemcy (1764-1796)": https://pl.wikipedia.org/wiki/Order_Or%C5%8....281764-1796.29 Но, увы, ничего подходящего найти не смог, хотя и были варианты схожие... Но в чем-то расходились с изображенным на этом портрете. С интересом послушаю мнение знакомых и незнакомых спецов. Портрет: Сообщение отредактировал Kirill - 7.10.2015, 9:01 Эскизы прикрепленных изображений |
Роберто Паласиос |
6.10.2015, 22:51
Сообщение
#2
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Предлагаю всем желающим и, конечно же, "Читателю" (Николаю Верещагину) в частности попытаться раскусить этот "орешек"! Я лично с этим сам справиться не смог, отчасти, конечно, не хватает под рукой архивных материалов, отчасти, возможно, знаний не хватает. Но если возьмутся за это все, то может быть что-то получится... Итак, этот портрет находится уже много лет в хабаровском Дальневосточном художественном музее, в постоянной экспозиции. На бирке к портрету указана следующая "исчерпывающая" информация: "Неизвестный художник XVIII века. Портрет неизвестного. Холст, масло". Думаю, что он там еще полвека так и провисит неопознанным... Итак, что имеем (как это я понимаю, если ошибаюсь, то поправьте, пожалуйста): изображен либо бригадир, либо генерал-майор русской армии /пехота/ (предполагаю, что русский же) в парадном кафтане, награжден Орденом Белого Орла (имеется нашивная звезда этого ордена), а также знак Ордена Святой Анны с бриллиантами. Синяя муаровая лента через левое плечо - лента ордена Белого Орла. Период примерно 1760-1770-е. Не зря я Вам плюсик ставил... Генерал-майор. 1770-е гг. РИА. Кафтан не парадный, а просто строевой по полной форме. Но в том смысле, что не виц-кафтан и не виц.кафтан с шитьём. |
Dragoman |
6.10.2015, 22:57
Сообщение
#3
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
Не зря я Вам плюсик ставил... Генерал-майор. 1770-е гг. РИА. Кафтан не парадный, а просто строевой по полной форме. Но в том смысле, что не виц-кафтан и не виц.кафтан с шитьём. Спасибо за похвалу, тронут Слово "парадный" употребил вслед за О.Г. Леоновым, в его книге так указывается на с. 25 (РВК). С Вами согласен, что кафтан строевой по полной форме, потому как парадный - это, действительно, звучит странно... А засомневался я с чином именно потому, что не знаю какой именно ширины было шитье у бригадиров, а какой - у генерал-майоров. Спасибо за уточнение! Сообщение отредактировал Dragoman - 6.10.2015, 22:59 |
Роберто Паласиос |
6.10.2015, 23:49
Сообщение
#4
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
А засомневался я с чином именно потому, что не знаю какой именно ширины было шитье у бригадиров, а какой - у генерал-майоров. Спасибо за уточнение! Дело не в ширине, а в другом. У бригадиров "половинчатое" шитьё. Это не просто уже в два раза, а половина от самого рисунка шитья генерал-майора. |
dvn |
7.10.2015, 0:10
Сообщение
#5
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
|
Роберто Паласиос |
7.10.2015, 0:34
Сообщение
#6
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Станислав Август Понятовский собственной персоной? Угадывание по личикам - проверенный способ атрибуции советских искусствоведов? Похож конечно. Осробенно ...причёской. губы другие и ещё по мелочам. И с какого перепугу КОРОЛЬ Польши стал генерал-майором РИА? И когда Анну получил? |
Артур |
7.10.2015, 8:17
Сообщение
#7
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 679 Регистрация: 10.4.2007 Пользователь №: 414 Город: --- Репутация: 28 |
|
dvn |
7.10.2015, 17:18
Сообщение
#8
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
Угадывание по личикам - проверенный способ атрибуции советских искусствоведов? Похож конечно. Осробенно ...причёской. губы другие и ещё по мелочам. И с какого перепугу КОРОЛЬ Польши стал генерал-майором РИА? И когда Анну получил? А до 1797 года, кого в России могли наградить только двумя иностранными орденами? Ведь до 1797 года орден Св. Анны был иностранным по сути? Может это все таки иностранец на русской службе? Сообщение отредактировал dvn - 7.10.2015, 17:38 |
Артур |
7.10.2015, 17:24
Сообщение
#9
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 679 Регистрация: 10.4.2007 Пользователь №: 414 Город: --- Репутация: 28 |
|
dvn |
7.10.2015, 17:35
Сообщение
#10
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
Кто? Станислав Понятовский? Конечно мог. Его как раз сослали в Сибирь, управлять местными пленными поляками и якутами. Сослали в Сибирь, а скончался в Петербурге после смерти Екатерины, так ведь? "Павел Петрович, ни в чем не разделявший воззрений своей матери, всегда был противником раздела Польских областей и относился сочувственно к Полякам. Поэтому, немедленно по воцарении он даровал свободу Польским пленным, содержавшимся в С.-Петербурге и распространил эту милость на прочих Поляков, сосланных Екатериной П. В Воскресение 16 Ноября 1796 г., т. е. десять дней спустя по смерти .Императрицы, Государь приехал в Мраморный дворец, в нижнем этаже котораго содержался Тадеуш Костюшко, глава пооследняго возстания и сам сказал ему: „vous etes libre, je voulais moi-meme vous apporter cette bonne nouvelle"1). Вместе с Костюшко были освобождены его главные сподвижники: адъютант его Юлиан Урсын-Немцевич, граф Игнатий Потоцкий, член совета революционнаго управления и др. Император не забыл при этом короля, проживавшаго в неволе в Гродне и пригласил его в С.-Петербург. Ему был отведен для жительства весь Мраморный, а для летняго пребывания Каменноостровский дворец, увеличено содержание с 11000 до 16600 червонцев в месяц, а его ближайшим родственникам возвращены конфискованныя староства. От короля и его родных милости Императора распространились на Поляков вообще; многим вернули имения, других приняли на службу в войска." Сообщение отредактировал dvn - 7.10.2015, 17:42 |
Роберто Паласиос |
7.10.2015, 17:40
Сообщение
#11
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Кто? Станислав Понятовский? Конечно мог. Его как раз сослали в Сибирь, управлять местными пленными поляками и якутами. А до 1797 года, кого в России могли наградить только двумя иностранными орденами? Ведь до 1797 года орден Св. Анны был иностранным по сути? Может это все таки иностранец на русской службе? Не иностранным, а династическим. Поэтому Екатерина просила сына Павла кого-нибудь им наградить. Станислав Август мог наградить своим орденом кого угодно. |
dvn |
7.10.2015, 18:24
Сообщение
#12
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
Станислав Август мог наградить своим орденом кого угодно. Вот и мне кажется не стоит ограничиваться в поиске только тем списком на который дана ссылка в заглавном посте, а рассмотреть версии что перед нами иностранец на русской службе, после известных событий в Польше. Если конечно особенности строения мундира и упомянутой Вами прически не ограничивают датировку более конкретным промежутком в пару лет. Кречетников, Пётр Никитич единственный кто имел из русских в указанном списке только эти два ордена, что видны на портрете. Брови у него кстати такие же характерно выгнутые. Интересно бы было узнать откуда поступила данная картина в собрание музея. проследить бы ее историю до 1917 года, сузило бы круг поисков. Сообщение отредактировал dvn - 7.10.2015, 18:30 |
Dragoman |
7.10.2015, 19:00
Сообщение
#13
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
Я плохо вижу на портрете Анна или все же Александр? Денис, да точно Анна! Вот увеличенный фрагмент, там даже желтая кайма на ленте видна : Кстати сказать, меня одна вещь удивляет на этом портрете: он хоть и в раме, а сам портретируемый зачем-то вписан в какой-то овал... Возможно, что изначально автор портрета планировал скомпоновать его именно в овале ... А в более позднее время его поместили в прямоугольную раму... Просто предположил... Сообщение отредактировал Dragoman - 7.10.2015, 19:10 |
dvn |
7.10.2015, 19:08
Сообщение
#14
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
|
Dragoman |
7.10.2015, 19:46
Сообщение
#15
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
Кречетников, Пётр Никитич единственный кто имел из русских в указанном списке только эти два ордена, что видны на портрете. Брови у него кстати такие же характерно выгнутые. Да я сам к нему долго присматривался. Потом подумал, что все-таки не похож. А сейчас снова посмотрел внимательно, и подумалось, а вдруг он? Сходство очень сильное. (Не говоря уж о наградах!) И брови, и ямочка на подбородке небольшая и разрез глаз вроде тот же... Возможно носы чуть по-разному воспринимаются потому, что на портретах выбран разный ракурс: на одном - в фас изображен, на другом (саратовском) - чуть с поворотом головы в сторону... Сами посмотрите еще раз, вот тут покрупнее он есть (надо просто кликнуть для увеличения): http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=523 https://vk.com/wall-52196838_5537?reply=5547 И самое интересное! Этот портрет 1768 года из Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева тоже закомпонован в овале!!! Это случайность или совпадение?... Они-то выставили его в сети уже обрезанным, полного варианта с рамой найти мне удалось... Вот зато статья есть целая об этом портрете из Саратова: http://files.school-collection.edu.ru/dlrs...nikova-opis.htm В ней и объяснение про овальную композицию дается: "Формат картины - овал, вписанный в прямоугольник, выбран художником не случайно, благодаря этому фигура Кречетникова приобретает центральное положение и этим достигается цельность и замкнутость композиции портрета, овал как бы "замыкает" образ и направляет наше внимание в центр картины, к лицу модели." Если это все-таки он, то на хабаровском портрете он помоложе явно... оказывается, до наших дней дошел даже и журнал генерал-майора и кавалера Петра Никитича Кречетникова, и как это ни странно он находится не где-нибудь в архиве или в библиотеке, а вот здесь, за 63 тыс. рублей: http://www.ozon.ru/context/detail/id/26305800/ Нормальные дела!!! Сообщение отредактировал Kirill - 7.10.2015, 20:05 Эскизы прикрепленных изображений |
Роберто Паласиос |
7.10.2015, 20:06
Сообщение
#16
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
Вот зато статья есть целая об этом портрете из Саратова: http://files.school-collection.edu.ru/dlrs...nikova-opis.htm В ней и объяснение про овальную композицию дается: "Формат картины - овал, вписанный в прямоугольник, выбран художником не случайно, благодаря этому фигура Кречетникова приобретает центральное положение и этим достигается цельность и замкнутость композиции портрета, овал как бы "замыкает" образ и направляет наше внимание в центр картины, к лицу модели." Если это все-таки он, то на хабаровском портрете он помоложе явно... Статья отстой. Ничего конкретного даже из интернета не удосужились списать. Женщина автор? |
Dragoman |
7.10.2015, 20:07
Сообщение
#17
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
|
Роберто Паласиос |
7.10.2015, 20:09
Сообщение
#18
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 22 570 Регистрация: 15.6.2008 Пользователь №: 3 987 Город: Москва Репутация: 163 |
|
Dragoman |
7.10.2015, 20:14
Сообщение
#19
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 421 Регистрация: 18.6.2010 Пользователь №: 28 962 Город: Москва Репутация: 10 |
По ордену Св. Анны тоже информация дается противоречивая (применительно к саратовскому портрету Кречетникова П.Н.), в одних статьях пишут, что 1-й степени, в других - что уже 2-й... Кто у кого списывал непонятно... А я вот до сих пор не знаю, как тогда отличались 1-я и 2-я степени эти ордена, именно на даннй период, по размеру что ли просто?
Сообщение отредактировал Dragoman - 7.10.2015, 20:14 |
dvn |
7.10.2015, 20:16
Сообщение
#20
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 858 Регистрация: 25.12.2011 Пользователь №: 140 263 Город: Санкт-Петербург Репутация: 19 |
Да я сам к нему долго присматривался. Потом подумал, что все-таки не похож. А сейчас снова посмотрел внимательно, и подумалось, а вдруг он? Сходство очень сильное. (Не говоря уж о наградах!) И брови, и ямочка на подбородке небольшая и разрез глаз вроде тот же... Возможно носы чуть по-разному воспринимаются потому, что на портретах выбран разный ракурс: на одном - в фас изображен, на другом (саратовском) - чуть с поворотом головы в сторону... Сами посмотрите еще раз, вот тут покрупнее он есть (надо просто кликнуть для увеличения): http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=523 https://vk.com/wall-52196838_5537?reply=5547 И самое интересное! Этот портрет 1768 года из Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева тоже закомпонован в овале!!! Это случайность или совпадение? Начнем с последнего, это модный формат портретов в принципе. Когда возникла такая мода не могу сказать, но в 18 веке как помнится довольно часто встречающийся прием. То что портреты написаны разными художниками по моему видно даже не специалисту. Очень разный уровень мастерства. По моему мнению Хабаровский по уровню много выше. Что касается носа, трудно разглядеть, но на Саратовском кажется тоже есть легкий намек на раздвоенность кончика носа, и что важно, совпадает ассиметричное относительно строгой горизонтали размещение крыльев носа. Правая ноздря выше левая ниже на обоих портретах. Плюс к тому оба носа с горбинкой это видно несмотря на ракурсы. Кажется да, есть и намек на легкую ямочку на подбородке. Так же присутствует одинаковая манера скрытой улыбки едва едва уголками губ показанная. Ну и разрез глаз похож кстати, а вот цвет глаз вроде разный, впрочем на это могло повлиять старение лака или реставрация. Что бы быть уверенными надо бы знать историю поступления в Хабаровский музей портрета "неизвестного". Это даст направление поиска. Сейчас смотрю на портрет из Хабаровска и почему то очень хочется сказать что написан он в "английском" или "французском" вкусе. Пожалуй даже именно во "французском"! Ни у кого такого ощущения нет? Сообщение отредактировал dvn - 7.10.2015, 20:33 |
Текстовая версия |
|
Сейчас: 8.10.2024, 14:21
|