IPB
Наш Диплом

VIP-баннер дружественного сайта
     

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

 Интересное за предыдущий месяц

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Повседневная жизнь русской деревни XVIII века, по сельскохозяйственным инструкциям
konstantyn_lvk
сообщение 24.4.2008, 8:06
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Консулы
Сообщений: 12 158
Регистрация: 30.3.2009
Пользователь №: 11 320

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   75  


Почитывая тут новую книжку на досуге от трудов праведных: Марасинова Е.Н. Власть и личность: очерки русской истории XVIII века. М., 2008 (кстати, очень рекомендую), повстречал ссылки на публикации неких сельскохозяйственных инструкций XVIII века. А дай, думаю, гляну, вдруг история повседневности и все такое. Оказался просто кладезь, особенно для коллеги Шуваева в связи с его проектом: публикация наказов и инструкций владельцев имений своим приказчикам, старостам, управителям, где расписано что, как, когда делать по хозяйству, правила для крестьян, вплоть до деталей как ухаживать за курами, освещать избы и т. д. и т. п. Наверняка эти документы широко использовались исследователями, например в цикле работ Тихонова, подытоженных не так давно монографией (Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние. М.-СПб., 2005), но я-то никогда такой тематикой не занимался и получил большое удовольствие от чтения документов, где повседневная жизнь - как будто документальное кино смотришь. Всего сборников три:
Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (первая половина XVIII в.). М., 1984. Здесь с 1703 по 1737 гг.
Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1987. [Ч. 1]. Это с 1742 по 1769 гг.
Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1990. [Ч. 2]. Тут лучшие, образцовые инструкции, опубликованные тогда в «Трудах Вольного Экономического общества».
Не удержусь, приведу несколько выдержек из документов первого сборника, касательно рекрутства, поддержания правопорядка и отношений с оружием, ну и еще одну чисто о жизни wink.gif.

1718 г. мая 18. - Наказ Д.А. Шепелева приказчику сельца Глинки Михайловского уезда Ивану Балашеву.
С. 26-27 «По указу великого государя отдавать в драгуны и в салдаты, в матрозы и в рекруты с вышеписанного селца годных в службу людей и сущих своих, а не пришлых и не беглых и не чежих крестьян и людей и не наемщиков. И в такой отдаче явно и тайно подлогу никакова не чинить и не корыстоватца, токмо хранить и беречь, дабы по указу царского величества отправить как мочно наскоро, а просрочки бы и доимки ни в чем не было. И вышепомянутых людей в отдачу выбирать крестьянам на мирском сходе ково приговорят. И такие мирские приговоры на даточных за руками у них принимать и хранить, где надлежит, а у себя не держать никаких указов и писем. И во всем по каждому делу подписывать своею рукою, что отправлено будет и хто какой подаст указ и в котором месяце и числе.»

1719 г. января 1. - Наказ А.М. Черкасского приказчику с. Маркова Московского у.
С. 49 «21. Да ему ж, приказному, воспретить той вотчины крестьяном женитца на солдатках бес подлинной справы о смерти первых их мужей, которые в солдатстве. А ежели из крестьян кто женитца на солдатке не уведомясь подлинно о смерти первого ее мужа, таковых по розыску, буде от живого мужа возмут, и с теми солдатками, которые за них выдут, отдавать к суду духовного правления где надлежит.»

1724 г. - Инструкция А.И. Волынского дворецкому Ивану Немчинову.
С. 72-74. «Пункт VI. О осторожности крестьянской от воров и разбойников и о покупке для роздачи по всем деревням десятских фузей, и чтоб всякой крестьянин (кроме престарелых) имел у себя копье, чтоб имели в деревнях по ночам часовых.
Понеже у нас в государстве разбои и татьбы ни от чего так иного умножаются, токмо от несмотрения и небрежения нашего, да от потачки и попущения прикащиков наших, к тому ж от неосторожногсти и оплошности самих мужиков: понже вору у того как не красть, или его не разбивать, который ему противиться не может, да еще чем надобно противиться, того и в доме своем не имеет, как то обыкновенно разве у осторожного человека в доме перержавелая рогатина, а у иного случается и того нет, кроме одного ожега, которым в печи дрова мешает. И тако, например, которая деревня состоит в числе пятидесяти дворов, а разбойников в ту деревню придут человек двадцать или меньше, которым мужики не токмо противятся, но и того не ведают, как и в деревню войдут: понеже караулов нет. А когда услышат, что котораго из них мужика разбойники разбивают, протчие не токмо выручать, но и кричать не смеют и всякой ищет места, куда б уйти и схорониться. А и нарекать на них за то нельзя, понеже с голыми руками не токмо против рогатины или еще пищали, но и против дубины не пошто соватца. А когда случаются и погони за разбойниками, собирается мужиков погонщиков иногода по нескольку сот; но и таким людством сделать ничего не могут, разве удастся на таких безоружных напасть, каковы сами погонщики, но и таких большую половину упустят, и сие желается токмо от того, как вышепоказано, и от неискусства мужиков: понеже не токмо стрелять, но и за пищаль приняться не умеют. Того ради надобно, чтоб у всякого десятского была пищаль, гладкая, а не винтовальная, так как бывают завесныя пищали; и ежели не сыщется деланных, то вели сам нарочно сделать в Ивановском, что близко Батыева, и чтоб не малопулешныя были — пуль по пятдесят или по сороку из фунта; а ценою чтоб пищаль была не выше рубля. На которую покупку деньги собери с мужиков, и сам оныя пищали подряди и раздай десятским во всех деревнях. И чтоб конечно всякой десятской умел из пищали стрелять; буде же который десятской стар, то вместо его чтоб умел сын его или брат. Однакож, чтоб пищаль всегда была в доме у десятского, и он, не токмо отдавать кому на ссуду, но и сам никуда из дому своего брать не повинен. Протчие ж мужики, сколько б их во дворе ни было, от четырнадцати или пятнадцати лет и до самых таких престарелых, что который уже работать не может, чтоб у всякаго было копье с ратовищем длиною в две сажени. Также во всякой деревне чтоб по ночам всегда был часовой, понеже сие потребно не токмо иметь ради опасности от воров, но и для пожаров; и чтоб было какое звонкое бревно или доска: ибо когда увидит караульной воров или пожар, чтоб мог стучать, и тем прочим людем всем знать дать. Также во всех деревнях поделать и трещотки и приказать, чтоб у каждаго крестьянина в доме были трещотки. И ежели десятской услышит от караульнаго голос или крик, то он должен кого из своих с трещоткою послать или сам по деревне ходить и трещать, чтоб всякой мог услышить скорее; и каждой повинен бежать к десятскому на двор, и тут собрався, иттить помогать; а которые из дворов своих не выдуть тем чинить жестокое наказание.»
«Пункт VII. О приуготовлении и о содержании для пожарных случаев инструментов, и о караульнях, и о колоколах, и о покупке фузей, и о раздаче конюхам и об учении их стрелять.»
С. 75. «Также везде в деревнях в домах моих поставить в пристойных местах у ворот, или где удобнее, караульни высокия на четырех столбах, и сверху покрыть дранью или тесом, также и на верху, где стоять караульному, с сторон забрать до половины кровли досками для защиты от погоды. И чтоб на той караульне, как ночью, так и в день, часовой был — в летнее время в день из конюхов, а по ночам и зимою из крестьян караульные. И понеже у нас в Васильевском и в Никольском довольно есть колоколов того ради выбрать колокол, который всех больше из васильевских или из николшьских и отослать в Батыево, и велеть повесить на караульне. Также в Васильевском, в Никольском и в Петине из средних колоколов на моем дворе держать всегда на караульнях по одному колоколу. Сие сделано не для того, чтоб часы бить в колокол, но для пожаров и для плутов; - и для того в колокола часов отнюдь не велеть бить, но в доску или бревно, дабы всяк мог знать, что в колокол не даром бьют. Также обычай у нас в деревнях сторожам быть на наших дворах, которые приходят с одними голыми руками, что весьма запретить, и приказать, чтоб во всех деревнях приходили на сторожу с копьями или с рогатинами, и на часах бы отнюдь без того не стояли. А для караулов или сторожу купить песочные часовые стеклянные часы и разослать по всем деревням. Также купить на мои деньги завесных пищалей гладких таких же, как выше показано, и раздать конюхам, и сверх того давать им в год по фунту пороху и по фунту свинцу на человека, и приказать прикащикам, чтоб они учили их стрелять в цель, чего и самому смотреть; однакож, конюховым пищалям лежать всегда у прикащика, а не у них по избам.»

1725 г. ноября 11. - Инструкция Н.Г. Строганова вотчинным приказчикам с. Рождественского Федору Клинову и Данилу Черникову.
С. 104-105 «16. Когда по указом, присланным от орловских прикащиков, велено будет с вашего ведомства набрать в рекруты коликое число человек, надлежыт тогда собрать бы вам всех мирских людей в земскую избу, и о том с ними советовать, кого они в рекруты похотят отдать; и кого на оном совете отдать положат, то оных людей велеть им, мирским людем, взяв, приводить в земскую избу самим и отдавать за арест определенным караульщыком. Токмо смотреть того накрепко, чтоб оные люди в рекруты привожены ими были к службе годные, и никаких болезней не имеющые, понеже за брачею негодных приключатца в миру напрасные великие убытки, для того что в Москве и в Санкт-Питербурхе таковых негодных отставливают, а вместо их спрашивают других, из чего видно, как напрасные убытки быть имеютца. А такой хватки, как наперед сего бывало, что посылалися домовые нашы люди и хватали неволею, ково хотели, из своих корыстей, ныне не чинить, понеже между тем чинилися многие вредительные причины, а имянно: из ружья и из луков друг по друге стреляли, а иные топорами секли и ножами резали. И кого бы надлежало прямо отдать в салдаты, но вышеписанным боем отбивались и убегали, и вместо оных уже отдаваны были, кого бы и отдавать не надлежало, отчего в вотчине нашей напрасныя раззорения происходили. Токмо весьма подтверждаетца смотреть накрепко, чтоб в рекруты отдавать таких, которые безпахотные и протчих никаких промыслов не имеющые, и безданных, которые только всегда обращаютца в гульбе, от которых никакого благонадежия как нам, так и мирским людем надеятца не возможно.»
С. 111 30. «Которые домовые нашы люди имеютца под вашим ведением[...] Не брегушых же наказания и полезного не творящых и пьяниц отдавать вместо крестьян в салдаты, дабы, на оное взирая, и другие старание имели и безчинствовать не дерзали.»

1731 г. мая 23. - Инструкция управителям дворцовых волостей.
С. 142-143 «7. О зборе подушных денег и рекрут.
Управителем положенные ведомства их с обывателей подушные деньги и рекрут, по указом собирая, для заплаты отсылать в указные места на указные сроки, не дожидая по себя для взыскания того подушного збору и рекрут присылок, чтоб от того крестьяном какого разорения не было, и в платеже того имать квитанцыи. По указу о той отдаче рекрут выбирать, верстая всех сущею правдой, от семейства, не обходя никого годных, здоровых и человечных в указные лета, и чтоб в том выборе и в отдаче никто ни для чего отягчен и облегчен не был, и вместо своих чюжих отнюдь не отдавать.»
С. 169 «29. О шпионах. Старатися смотреть управителям накрепко, чтоб никакие шпионы от государственных неприятелей во дворцовых волостях не были, чрез писма или словесно простых людей от их верности, которую. Они ее и.в. в государству обязаны, не отклоняли, но как возможно об оных разведывать, а ежели такие явятца и их имая отсылать к губернаторам или к воеводам, а в Главную дворцовую канцелярию о том для ведома писать того ж числа.»

1731 г. - Инструкция П.М. Бестужева-Рюмина приказчику Пошехонской вотчины.
С. 185 «26. И о том приказать во всех деревнях накрепко, чтоб всегда от воровских людей были в опасности, имели б ружье, и рогатины, и бердыши всякой человек. И ежели б какое нападение от воровских людей было, чтоб нихто не уходил и все заодно стояли. И в другие деревни посылать, а тем деревням всем мужикам на помочь приходить. И против тех воровских людей крепко стояли и их ловили и отсылать в город. А ежели хто укроетца или боронитца не станет, те с такими ж ворами причтутца и как воры наказаны будут.»

1737 г. - Инструкция П.М. Бестужева-Рюмина приказчику Пошехонской вотчины.
С. 200-202 «33. Видно всем, что у крестьян дети в великой воле и растут без страху, как ребята так и девки отцов своих и матерей не слушают и не почитают, а иные и бранят, а отцы и матери их балуют и не бьют. И которые в возрасте ребята и девки своевольничают и более в гульбе, а отцы и матери их к работе, как надлежит быть крестьянину, не заставляют и не понуждают и ни к какому мастерству к работе не пристают. И от такого своевольничания и безстрашия ребята пристают к воровству, а девки впадают в блуд, которые уже ребята явились в таких дуростях, а девки в блудном деле, которых уже девок и брюхатых замуж выдали, а другие и родили в девках, которыя и наказаны при собрании всех людей кошками, а все то делается от воли дураков-отцов и матерей: ребята приходят в воровство, а девки в блуд, который грех перед богом весьма тяжел и безответен. И для того крестьянам детей своих содержать бы в крепости и страхе и накаазании и для того отцам и матерям дочерей своих в девках выше 20 лет не держать, отдавать замуж, а ежели прежде 20 лет от безстрашия отцова и несмотрения матерня впадет в блуд, и за то отцу и матери и девке, и блуднику, который с ней сблудит, ежели изобличаться при собрании людей жестоко кошками наказаны будут. И для того надобно всякой матери знать куда ея дочь ходит и с кем и где живет, дабы не пришло из того великого стыда и тяжелаго наказания; а ежели ребята в какой дурности обичатся, таким же образом при собрании людей отец и он жестоко кошками наказаны будут, а паче всего чтоб девки под страхом содержаны были.
34. Также крестьяне детей своих женят малых, а девок берут взрослых, а иные ровными летами женятся и жены с мужьями, а мужья с женами приходят не токмо в нелюбовь, но и в великую злобу и ненависть, и мужья от жен и жены от мужей бегают и живут розно и впадают в великий грех и в прелюбодеяние, и всякое недомовное строение от того приходит и разорение. А все то делается от глупых отцов и матерей, что в воле и без наказания детей своих выростят и притом не унимают и не наказывают и держат детей в такой дурности воле и в согласие не приводят; також и муж и жена, которые против закона божия разлучаются и впадают в грех, чинить жестокое наказание, пока они в состояние по закону божию прийти могут.
35. Немало явилось, что жены от мужей своих, а мужья от жен своих с чужими женами впадают в прелюбодеяние, которое грех тяжелый пред богом и безотвтеный и боле многих блуднаго дела, а мужья-дураки жен своих без страху содержат и не однократно такое прелюбодеяние изобличено, что мужья от жен своих впали в грех, а жены от мужей своих, и за то при собрании людей биты кошками нещадно. И впред чтоб такое беззаконное и богомерзкое дело пресеклось, и тому старосте и десятским проведывать и кто о том ведает подлинно, чтоб доносили, а ежели ведав не доносят, а после изобличиться, и тот с теми прелюбодеями при собрании людей равно наказан будет.»


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
konstantyn_lvk
сообщение 26.4.2008, 11:53
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Консулы
Сообщений: 12 158
Регистрация: 30.3.2009
Пользователь №: 11 320

Город:
Санкт-Петербург




Репутация:   75  


Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1987. [Ч. 1].

1758 г. июля 26. - Инструкция кн. М.М. Щербатова приказчикам вотчин в
Ярославской губ.
С. 75-77 «5. О повеске, о рекрутах и о расположении их
Как скоро указ о рекрутах будет публикован, то немедленно поблизости деревень, а естли то не в работную пору, то изо всех деревень в одно место собрать сход, и им оной указ прочесть. И по прочтении онаго тогда же разверстать деревни, а имянно: причисляя к селу Михайловскому з деревнями Зиновское и Потлино и деревни Заболоцкия и Грициня и Нагорные, а к селу Кузьмодемьянскому деревни Порецкия. Достальные ж души смешать от обоих сел вместе; и естли оных меньше половины определенного числа для рекрута, то отдавать в складку по числу душ, оставших с каждаго села, а если боле, то кинуть между сел жеребей. Развя в котором селе останится менше 20 душ, тогда оному и жеребей не кидать, а отдавать и без жеребья другому; и которому достанется, тому и давать рекрута, а тому селу, которому давать рекрута, по жеребью не достанется, оным оставшимся душам дать другому селу в складку по указной цене, но притом им объявить, что, не хотят ли они рекрут купить, и естли не похотят, то следующим образом поступать.
6. О выборе рекрут
Когда рекруты будут расположены, которая с которой деревней должна платить рекрута — во сколько он душ будет, то ежель случится, что две иль три деревни будут причтены одна к другой платить рекрута, то кинуть между оных деревень жеребей; и на которую жеребей падет, той и платить, а протчим деревням сообща дать онаму рекруту кавтан, шапку и все надлежащее в силу указов. Когда же уж известно будет, которой деревне платить рекрута, то между семьенистых крестьян оной же деревни кинуть жеребей; и на ково жеребей падет, то онаго немедленно взять. И когда несколько чыслом излишнее против положеннаго будут взяты, тогда при сходе же их смерить; для чего надлежит иметь рекруцкую меру верную. И ежель которой в меру не придет, то такого под караулом не держать дабы: 1. те сами, которые идти в рекруты не могут, быв под караулом, не потеряли напраснаго времяни, которое бы они могли употребить в работу; 2. чтоб великое число содержавшихся под караулом не могло быть в тягость и другим крестьянам. Что же касается до кидания между деревень жеребя, которой деревне ставить рекрута, и до несодержания под караулом тех, которые в меру хотя немного не придут, оное правило исключается для тех. Когда какие есть гуляки в которой деревни, то, хотя на деревню и на него жеребей не падет, таких отдавать без жеребья и, хотя не только в меру не придет, но можно его до представления пред приемщиков содержать под караулом. Однако генеральным образом крайне подтверждается, чтоб всячески стараться для вышеозначенных резонов, как наискорея рекрут представлять.
7. О покупке рекрут
Ежили же крестьяне согласятся рекрутов купить, то в оном нижеследующим образом поступать: на каво из них падет жеребей, тому дать половину деняк в рекрута по чему оные тогда будут. А протчим крестьянем всех деревень, сколько оных придет в число душ рекрута, заплатить другую половину, а за оное тому крестьянину, которой даст половину, зделать облехчения год от всей работы и оброку, да год от половину оброку и от всей же работы. А протчим всем, кооторые положат их денги в покупку рекрута, облехчение на год по 20 копеек с осьмика. А естли кто захочет один рекрута купить, такому не воспрепятствовать и дать ему льготы два года от всего оброку и два года от половины и все четыре года от всей работы. И притом, кто даст половину рекрута, того три набора, а кто даст всего, то семь наборов в жеребей не класть; в чем и дать ему письмо за подписанием и за печатью и отметить его на столько лет в окладной книге, и ко мне описаться для известия. И требовать подтвердительнаго оному крестьянину за моею рукою писма, которое, когда пришлется то, оное ему дать, а прикащиково у него взять обратно.
8. О писании купчих
Надлежит примечать, что купчие о покупке рекрут всегда должног писать не ст акою очискою, как обыкновенно пишется. Что ежель оной крестьянин отойдет, то заплатить данные деньги все сполна иль тому крестьянину очиска, но тако ежель оной крестьянин отойдет, то представить вместо его такого ж годного в салтаты. И смотреть притом, чтобы покупать у людей надежных, которых бы и впредь сыскать можно было.
9. О отдаче рекрут
Рекрут по выборе их немедленно возить для отдачи. И при оных быть мирскому выборному, которому обще с прикащиком держать денги. А по отдаче и по взятье квитанции оному выборному должно на сходе свой расход показать и сочтену быть.

1764 г. марта 26. - Инструкция кн. Б.П. Шереметева приказчику его вотчин в Ярославской губ.
С. 216 «82. О не об отдаче крестьян в рекруты, которые вместо себя покупкою отдавали
Крестьян, которые вместо себя в прошедшие наборы отдали людей в рекруты покупкою на свои деньги, самих их вторично в рекруты отнюдь не отдавать, дабы им от того напраснаго отягощения и разорения не было. А ежели таковыя крестьяня, которыя вместо себя в рекруты отдали покупкою явятся в каких приличностях к воровству или в других каких подозрениях, за что следует в рекрутскую отдачу, оных в рекруты без указу моего не отдавать, а с показанием их продерзостей обстоятелно писать ко мне и в домовою мою канцелярию. Также от которых семей прежде рекрутских отдачь не было и очереди в отдачу быть ему не пришло, а оные ныне окажутся в каких подозрениях, за которые следственно их употребить в отдачу, то и оных без указу моего в рекруты не отдавать, а с показанием их подозрениев писать ко мне и требовать указу.
83. О учинении очередных книг для отдачи в рекруцкие наборы
Для будущих наборов рекруцкой отдачи учинить очередные книги и производить отдачу по очереди; а без очереди отдачи отнюдь не производить, дабы от того средним и малотяглым крестьяном напрасной обиды и разорения не было. И для того и превостатейных крестьян и их детей всех положить в очередь, которые вместо себя должны отдачу иметь покупкою людей и крестьян своим коштом, и оные очередные книги учинить не в продолжителном времени. От которых же отцов дети и от одних семей родственники в прошедшие наборы не по одному человеку отданы, и тех зачесть в будущия наборы, чтоб оставшим родственникам в том напрасной обиды не было. А какие очередные книги учинены будут, оные за руками одне оставить в вотчине, а другие таковые ж прислать при отписке в Москву в домовую мою канцелярию. А показанную очередь рекруцким отдачам считать до правнучат, начав от минувшей второй ревизии, то есть в 744 году.»

1766 г. сентября 4. - Инструкция из Санкт-Петербургской губернской канцелярии сотскому дворцовой Кузьминой слободы в Копорском у. Степану Колчину
«2. О шпионах
Наблюдать сего, не окажутся ль из приходящих сторонних людей шпионы, т.е. других государств и наций людей, которые от верности службы и падатей ея императорскаго величества отвращают или за границу за польскую и другия места подговаривают к побегу кого из поселян в сотне ведомства твоего. Таковых, брав под караул, присылать в губернскую канцелярию. Також если о ком уведано будет, что кто вознамерится к побегу, таковых от того удерживать, а буде кто побежит, то за ним чинить погони, собирая в помощь ближних деревень крестьян число таковое, чтоб погонщиков больше превосходило беглецов. А изловя, а паче зачинщиков и возмутителей сему делу, под караулом и в колодках ручных и ножных, присылать в губернскую канцелярию при рапортах, посылая из своей сотни и по очереди из крестьян за каждым человеком по два.»

Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства России: Сельскохозяйственные инструкции (середина XVIII в.). М., 1990. [Ч. 2].

1769 г. - Инструкция Ф. Вольфа управителям и приказчикам имений
С. 33 «Глава VIII. Должность управителя, как ему поступать при отдаче крестьян в солдаты, подушных денег, при решении ссор и при наказывании за преступление
П. 1.
При отдаче рекрут наблюдать управителю особливой порядок, а именно: отдавать тех, которые к хлебопашеству ленивы и в солдаты годны, да и праздно шатающихся. Не должно ему ослепляться подарками, а наблюдать правосудие, ибо, естьли в том произойдет от крестьян на него жалоба, то он и сам подвержен будет нещастию и накажется по законам.»

Сообщение отредактировал konstantyn_lvk - 26.4.2008, 13:26


--------------------
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Максим2012
сообщение 18.6.2018, 11:54
Сообщение #3


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 145
Регистрация: 15.11.2012
Пользователь №: 209 222

Город:
Харьков




Репутация:   10  


Встретил упоминание, что рекрутам в 18 веке ставили на левую руку клеймо в виде четырехконечного креста.
Вопрос, как он выглядел, какого размера был? Ставили клеймо навечно (например выжигали, татуировка) или краской или другим способом на время?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ульянов
сообщение 18.6.2018, 14:18
Сообщение #4


Многотомный Классик
***

Группа: Консулы
Сообщений: 45 503
Регистрация: 26.2.2007
Пользователь №: 19
Награды: 3

Город:
г. Электросталь, Московская область
Военно-историческая группа (XIX):
Л-Гв. Литовский полк




Репутация:   370  


Цитата(Максим2012 @ 18.6.2018, 11:54) *

Встретил упоминание, что рекрутам в 18 веке ставили на левую руку клеймо в виде четырехконечного креста.
Вопрос, как он выглядел, какого размера был? Ставили клеймо навечно (например выжигали, татуировка) или краской или другим способом на время?


татуировка


--------------------
"Когда Государству что-то от нас нужно, оно называет себя Родиной"

Всё тлен, особенно у нас...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Пехотный барабанщик
сообщение 18.6.2018, 15:50
Сообщение #5


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 15 206
Регистрация: 19.9.2008
Пользователь №: 5 667

Город:
Екатеринбург
Военно-историческая группа (XIX):
Екатеринбургский мушкетёрский полк




Репутация:   164  


Цитата(Ульянов @ 18.6.2018, 17:18) *

татуировка



Не вспомню источника.
Вроде бы, наколка и втирание пороха. Т.е. цвет - чёрный.


--------------------
Да тут в каждого пальцем ткни - попадешь на психа. (И. Ульянов)

Я "ватник"! И горжусь этим.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kirill
сообщение 18.6.2018, 22:17
Сообщение #6


Source owner
***

Группа: Администраторы
Сообщений: 31 634
Регистрация: 20.2.2007
Пользователь №: 1
Награды: 1

Город:
Санкт-Петербург
Военно-историческая группа (XIX):
Л-Гв. Преображенский полк
Военно-историческая группа (XVIII):
Л-Гв. Преображенский полк, 1709




Репутация:   237  


Цитата(Максим2012 @ 18.6.2018, 11:54) *

Встретил упоминание, что рекрутам в 18 веке ставили на левую руку клеймо в виде четырехконечного креста.
Вопрос, как он выглядел, какого размера был? Ставили клеймо навечно (например выжигали, татуировка) или краской или другим способом на время?



Уже не первый раз это интересно. Все, включая картинку уже выкладывалось - поищите поиском по Форуму. give_rose.gif


--------------------
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание - золото...

"А ниже оной цены не возьмет и торговаться не будет"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Олег С.
сообщение 19.6.2018, 13:02
Сообщение #7


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 203
Регистрация: 7.10.2008
Пользователь №: 5 996

Город:
Киев




Репутация:   51  


Да, про клеймо (татуировку) было здесь:
http://www.reenactor.ru/index.php?showtopi...=0&#entry996798
Но с первоисточниками не всё ясно...


--------------------
Если русского пошлют воевать с украинцем, им надо стать спина к спине и стрелять в тех, кто послал.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Максим2012
сообщение 20.6.2018, 12:13
Сообщение #8


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 145
Регистрация: 15.11.2012
Пользователь №: 209 222

Город:
Харьков




Репутация:   10  


Благодарю за помощь!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



баннер дружественного сайта

подарки приключения доставка цветов Дополнительно ФЛОРИ1 Одесса цветы медсестре
- Текстовая версия
Посещений с 19.07.2007: kostenloser counterсчетчик посетителей сайта
Сейчас: 23.7.2018, 8:25     
Консулат-беседы
КОНСУЛАТ
Консулат-голосования
XVIII век
История (XVIII)
Реконструкция (XVIII)
XIX век
История (Наполеоновские войны, 1789-1815)
Реконструкция (XIX)
АФИШКИ
Куплю / Продам
АРХИВ
Книжная полка
Реконструкция
Трактир и Будуар
ОБЩЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
Совещательная
Анонсы мероприятий
Консулат-мусорка
Ссылки
Ссылки
Ссылки
Ссылки по истории
Ссылки на Военно-исторические Форумы
Новости
Уроки
Сайты Военно-исторических групп
Интернет-магазины
Жалобная книга
Мартиролог
История (остальной XIX век)
ПОЛКОВЫЕ КОМНАТЫ
Галерея (XVIII)
Галерея (XIX)
Тихое место
Фотоконкурс
Фотоконкурс. Жюри.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАШИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
История
Плоская
Редколлегия журнала "Реконструктор"
Рекрутское депо
Магазины в городах и странах
ВИ миниатюра
Объёмная
Этот день в истории
XVII век
Отстойник
Обзоры
Гражданская реконструкция XVII-XVIII-XIX вв.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Конюшня XVII-XVIII-XIX вв.
Реконструкция (XVII)
История (XVII)
Галерея (XVII)
Беседка
Анонсы книжных новинок: военная история XVI-XIX вв.
Военно-историческая периодика
Гусарсккие посиделки 8-)
XV век
Архив 15, не трогать.
История (XV)
Ливинг-хистори проект
Помойка для Дениса
Реконструкция (XV)
Галерея (XV)
Средневековый быт
Развлечения в Средние века
Доспехи и вооружение
Исторические документы и артефакты
Средневековая кухня
Мероприятия
Пограничная Крепость
Живая История военных действий
Оркомитет ПК
Север-Юг и Дикий Запад
Настольные игры
Орденский кирасирский полк
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
Часть 24.
Часть 25.
Часть 26.
Часть 27.
Часть 28.
Часть 29.
Часть 30.
Часть 31.
Часть 32.
Часть 33.
Часть 34.
Часть 35.
Часть 36.
Часть 37.
Часть 38.
Часть 39.
Часть 40.
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Часть 49.
Часть 50.
Часть 51.
Часть 52.
Часть 53.
Часть 54.
Часть 55.
Часть 56.
Часть 57.
Часть 58.
Часть 59.
Часть 60.
Часть 61.
Часть 62.
Часть 63.
Часть 64.
Часть 65.
Часть 66.
Часть 67.
Часть 68.
Часть 69.
Часть 70.
Часть 71.
Часть 72.
Часть 73.
Часть 74.
Часть 75.
Часть 76.
Часть 77.
Часть 78.
Часть 79.
Часть 80.
Часть 81.
Часть 82.
Часть 83.
Часть 84.
Часть 85.
Часть 86.
Часть 87.
Часть 88.
Часть 89.
Часть 90.
Часть 91.
Часть 92.
Часть 93.
Часть 94.
Часть 95.
Часть 96.
Часть 97.
Часть 98.
Часть 99.
Часть 100.
Часть 101.
Часть 102.
Часть 103.
Часть 104.
Часть 105.
Часть 106.
Часть 107.
Часть 108.
Часть 109.
Часть 110.
Часть 111.
Часть 112.
Часть 113.
Часть 114.
Часть 115.
Часть 116.
Часть 117.
Часть 118.
Часть 119.
Часть 120.
Часть 121.
Часть 122.
Часть 123.
Часть 124.
Часть 125.
Часть 126.
Часть 127.
Часть 128.
Часть 129.
Часть 130.
Часть 131.
Часть 132.
Часть 133.
Часть 134.
Часть 135.
Часть 136.
Часть 137.
Часть 138.
Часть 139.
Часть 140.
Часть 141.
Часть 142.
Часть 143.
Часть 144.
Часть 145.
Часть 146.
Часть 147.
Часть 148.
Часть 149.
Часть 150.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования